КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииИтоги года. Наступает год реванша Путина

5 ЯНВАРЯ 2013 г. СЕРГЕЙ АКСЕНОВ

ЕЖ
Декабрьский "Марш cвободы" у Соловецкого камня на Лубянке стал финальной точкой в серии массовых акций протеста прошедшего года. Тот факт, что мэрия Москвы отказалась санкционировать акцию, не захотела перевести ее в легальное русло, свидетельствует об отсутствии у власти серьезного беспокойства по поводу ее последствий. «За вами никого нет», — цинично заявил переговорщикам вице-мэр Горбенко. Что это, как не свидетельство отсутствия беспокойства и, пуще того, явной уверенности в себе? Я бы даже сказал, самоуверенности.

Для верной оценки итогов протестного года разумно вспомнить о требованиях, выдвинутых рассерженными горожанами в самом начале пути — в декабре 2011-го. Их было пять: освобождение политзаключенных, отмена итогов выборов в Госдуму, отставка Чурова, принятие нового демократического законодательства о партиях и выборах, проведение досрочных, «свободных и честных выборов» парламента и президента.

Как же отреагировала на эти требования власть? Что сделала, а что проигнорировала?

Из сорока самых что ни на есть политических заключенных, список которых оппозиционеры носили в Администрацию президента, освобожден был один — Сергей Мохнаткин. Зато со временем список пополнили фигуранты болотного дела, Таисии Осиповой выписали восемь лет лагерей. Тот факт, что власть, похоже, готова освободить Ходорковского досрочно, в 2014 году, выглядит скорее зловеще — вместо старого поверженного врага посадят врагов посвежее.

А ведь тот же Рыжков написал как-то в своей статье: «Освобождение политзаключенных и всех заведомо неправосудно осужденных — первое необходимое условие нормализации ситуации в стране. Без его выполнения все остальные разговоры и решения бессмысленны». Правильно, между прочим, написал.

Идем дальше. Отмена итогов выборов в Госдуму. Требование не выполнено, а «избранный» парламент за непрерывную штамповку репрессивных законов заслужил прозвище «взбесившийся принтер».

Требование третье — отставка Чурова. Ну, вы сами все знаете…

Четвертое — принятие нового демократического законодательства о партиях и выборах. Здесь сложнее. Законодательство о политпартиях действительно изменилось до неузнаваемости. Но что это, как не политическая эмиссия, работающая на старые, уже известные партийные бренды и больше всего на «Единую Россию»? Кроме того, мало кто обратил внимание, что неким неизвестным господином в Минюсте были зарегистрированы оргкомитеты партий «Другая Россия» и «Левый фронт». То есть эмиссия эмиссией, а радикалов Кремль по-прежнему регистрировать не намерен. Вывод: система контроля власти за политическим пространством усложнилась — у АП будет больше геморроя, но демократической она так и не стала.

Ну и, наконец, пятое требование о проведении «свободных и честных выборов» парламента и президента. Что тут сказать? Я видел эту «честность» и эту «свободу», когда полиция заблокировала вход в гостиницу «Измайлово» и не дала нам провести собрание инициативной группы по выдвижению Лимонова в президенты. Рядом с гостиницей были запаркованы шесть(!) автобусов с бойцами 2-го оперативного полка МВД. «Ждем массовых беспорядков», — доверительно шептали работники отеля. Всего же в регистрации было отказано семи потенциальным кандидатам в президенты самых разных идеологических направлений. Так что ни честности, ни свободы не появилось.

То есть ни одно из заявленных пяти требований Болотной не было выполнено надлежащим образом. Общая оценка может быть только одна — неудовлетворительно. Единственным позитивным итогом протестного года следует считать сдвиг в сознании граждан. Многие расхрабрились и впервые вышли на улицы отстаивать свои права. Что ж, и то хлеб. Порадуемся малому.

Теперь о том, что ждет нас впереди. Как будет развиваться протест и что будет твориться в стране. Думаю, не ошибусь, если назову наступающий год годом Путина. В том смысле, что наступает момент его реванша. Реванш будет происходить по двум направлениям. Первое — негативное — подавление и разгром оппозиции, второе — позитивное — частичная реализация требований оппозиции, но уже от своего имени, от имени власти. Плюс популярные шаги, направленные на то, чтобы потрафить широким народным массам.

Подавление оппозиции уже началось. Осторожные ВИПы, депутаты и телеведущие, пока рискуют не всерьез — деньгами да мандатами. А вот кто попроще, те уже давно за решеткой или в эмиграции. Вообще же «Болотное дело» будет основным инструментом расправы с оппозицией и будет длиться весь 2013 год. Недаром только что объявили о повышении зарплаты следователям СК аж на 175 процентов. Власть знает, кого надо подмаслить. Сначала осудят, одного за другим, рядовых участников беспорядков. Потом, опираясь на принцип преюдиции (то, что доказано в суде, признается фактом, не требующим доказательств), примутся за лидеров. Развозжаев и Лебедев будут осуждены точно, они уже сидят. Что касается Сергея Удальцова, то и он, скорее всего, не избежит ареста.

Почему я так думаю? Сам пережил вместе с товарищами аналогичную историю с десяток лет назад. Там было всё: и фильм «Суд над призраком», показанный на ОРТ, и куча «прослушек», и показания завербованных агентов, и предъявленная особо тяжкая статья УК — терроризм, и попытка ФСБ закрыть судебный процесс… Нас спасло только то, что тогда, в 2002-м, вертикаль еще не была полностью отстроена, сохранялись остатки свободы. Ну и, может быть, тот факт, что речь шла всё-таки о борьбе за интересы русскоязычного меньшинства в Восточном Казахстане. Не против России, а за неё. За наших соотечественников. А то сидели бы до сих пор — прокурор просил двенадцать лет строгого режима. Дали «всего» три с половиной.

Так вот, об Удальцове. Уверен, что власть всерьез готовит его арест. Они не торопятся, собирают пока доказательства, выжимают из других обвиняемых все, что можно. Сейчас вот из Развозжаева выжмут в Иркутском СИЗО какое-нибудь «дополнение» к ранее написанной явке с повинной. И отказ от явки он там дезавуирует. Иркутское СИЗО — это вам не санаторий «Лефортово». Знаменитое место. Пытками знаменитое. Так что фактуру, достаточную для ареста Сергея, они нароют. А потом предъявят в довесок к массовым беспорядкам еще и какую-нибудь особо тяжкую статью. Например, 274-ю — измена родине, через 30-ю, то есть приготовление. Скажут, что измены не было, но приготовление было. В этом случае потолок срока не может превышать десяти лет, но им хватит.

Думаю, они хотят «закрыть» Удальцова очень надолго. Так чтоб, например, выборы и 2018 года, и 2024-го прошли в его отсутствие. То же касается и Навального. Ему уже шьют ватник по вновь открытому делу о мошенничестве. «Ты называл нас жуликами? Так вот тебе приговор суда. Сам ты жулик», — таков будет мессидж власти.

Те, кто думает, что власть не решится на это, что это, мол, только сделает из оппозиционеров героев, ошибаются. Власть давно на все решилась. Посадили же они Ходорковского, когда надо было раз и навсегда показать бизнесу его место? И ничего, сидит, несмотря на все протесты. И Запад проглотил, и народ российский не шибко расстроен.

Вообще такое впечатление, что власть решила воспользоваться событиями на Болотной площади для того, чтобы решить проблему российской оппозиции раз и навсегда. Так же, как в свое время китайские власти «расчистили» себе путь, намотав на гусеницы танков протестующих на площади Тяньаньмынь. Помните, некий сотрудник АП как-то мечтал об этом? Так вот, так оно и будет. Дай-то Бог, чтоб я ошибался.

Но главным направлением ближайшей деятельности Путина будут все-таки не репрессии, а реформы. Задавив оппозицию, он, не стесняясь, начнет реализовывать ее многолетние требования. Борьба с коррупцией — конек Навального — уже началась: девки Сердюкова, Елена Скрынник… Из послания Федеральному собранию мы узнали о скором намерении власти ввести налог на роскошь. Пощипать богатеньких, что может быть приятнее для избирателя? А то, что этот пункт был сп…зжен у нацболов, — не беда. Не осталась без внимания и проблема миграции. С 2015 года, объявил Путин, въезд в Россию станет возможен только по загранпаспортам. Читай, со странами Средней Азии мы вводим визовый режим. Мечта запрещенной за экстремизм ДПНИ будет воплощена в жизнь. Вот только без ДПНИ. Короче, реализовать, по возможности, все требования оппозиции, но при этом саму оппозицию упрятать далеко и надолго — вот стратегический курс Путина в наступающем 2013 году. Умно, конечно, но подло.

Версия для печати