КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеИтоги года. Главный дефицит — дефицит людей

7 ЯНВАРЯ 2013 г. АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН

ЕЖ
После активного декабря, венчавшего насыщенный политическими событиями 2012 год, после громких коррупционных скандалов, после послания президента, несанкционированного «Марша свободы» оппозиции, шокирующего «закона Димы Яковлева», «конца света» можно подвести некоторые итоги.

Несложно констатировать: массовый протест родился, попытался заявить о себе и, в конечном счете, заставил считаться с собой как с данностью. С другой стороны, власть небезуспешно сбила накал (различными средствами), а оппозиция со временем вновь разделилась на просто граждан, готовых совместно и весело делать власти «козу», и «гражданских активистов» (приумножившихся за этот год), занимающихся политикой. Лидеры оппозиции озаботились объединением разрозненных политических сил — от левых до националистов, но вновь во многом потеряли связь с «рассерженно-креативными» горожанами. Те сдулись по причинам невнятности и суетливости протеста, давления власти и отсутствия видимых, осязаемых результатов. Кто-то испугался политиков оппозиции не менее чем власти. Кто-то самой политики.

Оппозиция — разношерстная, нервная, но еще достаточно энергичная — как факт останется существовать в политическом пространстве страны. Но будет постоянно контролироваться и регулярно измеряться властью на предмет ее серьезности, радикальности и массовости. В зависимости от этого — и возможная реакция. У самой оппозиции все же не получится удержаться от дрязг, и, погрязнув в спорах, она будет продолжать терять массовую поддержку. За исключением нескольких «если». Если только не добавится социальный протест (от которого, к слову, сразу дистанцируется, а точнее, шарахнется, как от огня, интеллигентская группа не левого толка). Если не появится лидера и серьезной организации, способной встать во главе движения. Или если не произойдет долгожданный для кого-то раскол элит.

Весь следущий год продолжится игра: кто больше коррупционер? Раньше это была исключительно оппозиционная забава. В последнее время и власть решила попытать счастья в этом нехитром развлечении. Зачем ей это надо? Очевидно, чтобы ликвидировать монополию оппозиции на борьбу с коррупцией. Ну и чтобы карась не дремал.

Существенный комментарий. В последнее время в связи с коррупцией, то сверху, то снизу, то справа, то слева, люди требуют «посадок». Не понимая, что, во-первых, для этого никакого ГУЛАГа не хватит, а во-вторых, у нас только начни... Моментально все бумерангом и вернется, как бы кто ни считал, что именно его обойдет тюремная участь.
Нельзя в нашей стране требовать карать — даже по делу, заслуженно — без изменения всего: в первую очередь правовых институтов. То есть суда, который тогда должен стать независимым и праведным, и революционных изменений во всей пенитенциарной системе. Без этого лучше пусть будет все как есть. И невыпущенный джин, один за всех, посидит еще в бутылке. 

Еще несколько комментариев к последним событиям.

К речи Путина. Я не согласен с уничижительными оценками его выступления. Много правильных слов и акцентов, иногда крайне важных, базисных — я готов был подписаться под большинством из них. Но, с другой стороны, есть тот одиозный зал, к которому он непосредственно обращался, есть та страна, которая живет не по писанному и сказанному президентом страны, а решительно по-другому, то есть существует практика жизни, разительно отличающаяся от трибунных слов. И тогда эти слова превращаются в заклинания, в вынужденный самообман, в маниловщину.
Хотя, повторяю, ряд акцентов все равно крайне важны сами по себе: это и рассуждения об интеллигенции, об универсальных ценностях демократии, о вреде национализма.

Но, в основном, слова президента так и останутся словами, вызывающими грусть, улыбку или раздражение (а главное — недоверие) до тех пор, пока не проявятся реальные симптомы качественной структурной, системной реорганизации жизни общества, которое как раз во многом к ней и не готово. Путин говорил о главном дефиците — дефиците людей. И если даже допустить вдруг проявленную политическую волю, где найти столько людей, чтобы с ними сдвинуть эту махину? Не с ее оси, а с ее печи.

К несанкционированному митингу оппозиции «Марш свободы». Во-первых, прямая демократия опасна — я имею в виду голосование в интернете, как поступить организаторам шествия, а во-вторых, важен не маршрут, а число людей, принимающих участие в протестном мероприятии.

И наконец, к принятию Госдумой «закона Димы Яковлева». 

Хотя его нет смысла и комментировать. Потому что это за пределами разумного и порядочного. Полное вырождение. О депутатах — ведь какой надо быть особой породой людей, чтобы не стесняться предлагать и остаивать такие циничные глупости.
Для меня принятие этого документа — очевидно политически вымученного — будет окончательным свидетельством нравственного и интеллектуального падения власти и безграничной порочности людей, олицетворяющих наше сегодняшнее государство. Мне еще кажется, что закон может быть «отправлен на доработку», настолько он дикий и стыдный. В противном случае даже самые последние мои иллюзии относительно того, что власть хотя бы не дебильная и с ней все равно надо иметь дело, развеются.

Кстати, принятие закона вполне могло бы стать поводом для массовых демонстраций и актов протеста. Жалко, что их не последовало. Видимо, уровень антиамериканизма в нашем обществе настолько силен, что желание лишний раз насолить американцам перевешивает любые гуманитарные доводы.

Возвращаясь же к итогам, а точнее, к прогнозам, ближайший 2013 год  (несмотря на то, что по астрологическому календарю год Змеи всегда неспокойный, даже трагичный — вспомните хотя бы 1905, 1917, 1941...),  думаю, пройдет в России относительно спокойно, в позиционной борьбе и без значительных потрясений: резких движений не следует ждать ни от власти — принципиально либеральных шагов или массовых репрессий, ни от оппозиции, которая скорее будет обозначать деятельность и периодически напоминать о своем существовании. Это будет во многом риторический год: власть будет занята больше патриотической риторикой, оппозиция — антивластной.

Но это, конечно, благополучно-размеренный сценарий, возможный только вне меняющих все и вся исторических случайностей.



Фотография из личного архива автора

 

Версия для печати