КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеО пользе «Русской народной линии»,
или Даниилова изморозь

Cветлана Солодовник
«У церкви есть темный двойник, от самого ее начала», – писал Сергей Иосифович Фудель, настоящий исповедник веры XX века. «Святость уходит из церкви» — таков был его диагноз эпохе, в которой темный двойник прочно заслонил облик церкви мучеников и подвижников веры. Многие из нас надеялись, что это время оскудения веры и извращения путей земной церкви скоро кончится вслед за крахом большевицкого режима… Не тут-то было.

Почти двадцатилетнее патриаршество Алексия II обернулось отнюдь не покаянным расставанием с прошлым. Скорее это было приспособление, причем весьма успешное, к рыночной стихии и новой системе власти. Под девизом восстановления того, что было разрушено. В итоге, по признанию многих священнослужителей, здания воссозданы, а ожидавшегося духовного подъема не случилось. Не считать же таковым рост числа «православных» в соцопросах — ясно, что это новый вариант выражения национальной принадлежности. Новый для постсоветской России, и старый, например, для Франции или Испании.

Что же касается устройства церковной структуры, то тут никаких перемен не случилось вовсе — старая сталинская модель только укрепилась и даже окостенела — главным методом управления стал очевидный произвол патриаршей канцелярии, которая, освободившись от контроля Совета по делам религий, явила свое лицо со всей возможной определенностью. Имя всесильного начальника канцелярии тех лет протоиерея Владимира Дивакова знающим людям говорит о многом. Один этот человек в паре со ставленником Алексия II архиепископом Арсением мог протолкнуть или похоронить любой вопрос, возвысить или уничтожить любого. А уж обойти этот тандем было делом немыслимым. И горе тому человеку, чья судьба оказалась в руках этих «духовных лиц», если он был им неугоден.

При нынешнем патриархе сфера их влияния сократилась до границ Москвы, но и это немало. А уж если только вообразить, какими связями обросли они за двадцать лет, сколько руководящих кадров вырастили и расставили, то легко будет понять, почему и по сей день сохраняется «советский менталитет» многих властительных церковных особ. Здесь стоило бы напомнить и о том, что устойчивость советской идеологии и системы в целом во многом обеспечивалась борьбой с происками врагов, образ которых должен был возникать в сознании граждан Великой страны даже во сне.

И вот очередной сигнал, что дело Сталина в некоторых церковных структурах живет и нередко побеждает. 

Рупор  околоцерковных сталинистов, якобы радетелей «имперской России» — сайт с говорящим названием «Русская народная линия», подготовил очередную информационную бомбу. Напомним, что это маргинальное СМИ с сильно подмоченной репутацией еще два года назад лишилось церковного благословения. Тем интереснее будет рассмотреть повнимательнее запущенную им утку, поскольку уж больно знаменательны ее главные фигуранты.

«Русская народная линия» (РНЛ) в очередной раз затеяла борьбу с расколом. Когда такая одиозная публика кого-то называет раскольниками, нормальный читатель легко восстановит истинное положение дел, просто переставив знаки с минуса на плюс и обратно. Этим материалы РНЛ и показательны. Надо только отфильтровать околесицу, переставить знаки и задать известный вопрос — кому понадобилось. В итоге получаем ясную картину о планах злоумышленников. Почему именно о планах?

Так ведь РНЛ с пространными материалами против конкретных людей просто так никогда не выступает. За этим всегда стоит заказ и команда к исполнению. Такие «средства информации» для того только и существуют, чтобы реагировать на крики «Фас!» и «Ату!».

Доказательства? — Извольте.

Смотрим заголовок – «Заостровский раскол». Кто же помешал наследникам Иосифа Грозного на сей раз?

Ответ читается тут же, в подзаголовке: «Настоятель храма Сретения Господня Архангельской епархии священник Иоанн Привалов создает альтернативную структуру».

Почему о. Иоанна так квалифицировали? Так ведь он единомышленник о. Георгия Кочеткова, от одного имени которого «Русская народная линия» исступленно вибрирует…

После того как стали известны объекты атаки, разбираться в писанине, излагающей «опасность раскола» и т.п., нет смысла. Такого рода материалы РНЛ стряпает по одному шаблону: в тыл к «нашим» проникли агенты «могущественного врага», они скрываются под маской деда Мороза, но в подарочных мешках у них отравленные конфеты, которыми они прельстили уже не одну сотню небдительных сограждан. Разумеется, им надо поставить заслоны, вызвать штурмовые части и бронетехнику, и куда, в конце концов, смотрит высокое церковное начальство?

Кто-то скажет — примитивно. Но, во-первых, РНЛ иначе не умеет — лекала же действительно сталинские, а во-вторых — заказчики платят, значит довольны. Кто-то предположит, что РНЛ — за идею. Таковым рекомендуется посетить сайт и оценить, сколько стоит содержать такую штуковину — вы все поймете сами без комментариев.

Как вкратце это выглядит на сей раз, т.е. как объяснить, с какой бы это целью о. Иоанну создавать «альтернативную структуру»? Не ищите ответов на подобные вопросы, это все равно что у следователя ГПУ или НКВД попытаться получить доказательства, что обвиняемый действительно английский шпион. Что, разве так не понятно? Тем более что в его заостровском приходе неоднократно бывали известные деятели русского зарубежья Никита Струве и историк Дмитрий Поспеловский. Сергей Юрский, Елена Чуковская, Ольга Седакова, правда, тоже бывали, отца Иоанна хорошо знает Наталья Солженицына, но на это у РНЛ припасено «разоблачение»: по свидетельству одной из особ, с коей на месте беседовал аж заместитель главреда РНЛ тов. Тимофеев А., эти знаменитости видели только внешнюю сторону, а внутренней не разглядели. И даже Поспеловский, пробывший два месяца в Заостровье, по секрету шепнул мадам Котцовой (так зовут цитируемую доносчицу), что в приходе нет любви. Заметьте, никому, только одной этой особе.

Бред? Согласны, но это еще и стиль разоблачений печальной памяти процессов: бдительная трудящаяся раскрыла истинные планы врага, сильно при этом соврамши. На самом деле в книге Поспеловского «Какой ценой..?» о приходе о. Иоанна написано буквально следующее: «…Такова повседневная жизнь этой удивительной христианской общины, спаянной братской любовью, верой и пастырем, отдающим себя до конца не только общине, но еще находящим в себе силы для деятельного участия в общественной жизни города, по мере сил и возможностей "подталкивающей" ее к христианской духовности, а то и к воцерковлению».

Другие «бдящие» под стать этой даме. Некая Любовь Турлаева, например, сначала благодарит о. Иоанна за то, что в результате его пастырского попечения, в частности, длительной катехизации, у нее наладилась жизнь и решились серьезные проблемы. Но дальше ей стала подозрительна жизнь прихода, пока она не разглядела наконец «врагов православия», и пошли небылицы: о. Иоанн, оказывается, запрещает ездить на богомолье. Это в приходе, который по свидетельству поименованных выше известных людей, сам активно паломничает! Разумеется, ей стали мешать богослужебные особенности прихода, а потом и сами прихожане. Рассказ выдержан именно в таком тоне: я и они. Хорошо известно, что все серьезные духовные недуги происходят от того, что человек вдруг замыкается на себе, не может перешагнуть через своеволие, и тогда все вокруг начинают мешать и становятся во всем виноваты. — Азы православной аскетики.

Так это ж православной, а мы имеем дело с заказным материалом сталинистского пошиба. Кстати, у него совершенно узнаваемое начало. Пусть читатель угадает, зачем это в пригород Архангельска поехал зам. главреда РНЛ, т.е. не последний человек в редакции? Правильно, реагируя на «письмо прихожан», да и еще присланное по электронной почте! Широко шагнул интернет!

Хотя все-таки зря ездил именно зам. главреда. Привез-то он с собой только пяток интервью, да еще и сделанных под копирку. И собеседники очень показательны: вот бывший уголовник, его отец, который по совету своего духовно более зрелого, надо думать, сына решил вместе с ним покинуть приход (высокие церковные отношения в семье), а также старейшая прихожанка храма (как же без нее). Сын все-таки не совсем бывшим оказался. Поскольку от привычки врать напропалую не избавился. Так он утверждает, что отец за два года оглашения «не добрался до Нового завета», хотя оглашение традиционно начинается с чтения Евангелия. Зато он лучше знает, как отвечать на его же собственные вопросы (симптоматично: пришел просветиться, но все уже ясно. Зачем тогда было приходить и спрашивать?).  Под конец, правда, бывший урка вворачивает еще что-то про устанавливаемую по ходу оглашения психологическую зависимость. Ну, это ясно — зомбируют, значит, только самые крепкие умы не поддались, как этот хорошо знающий жизнь сын и послушный ему папаша. Славная парочка бдительных стражей православия, не правда ли?

Еще там есть беспардонная ложь о якобы непочтительном обращении о. Иоанна с родителями, которые, правда, остаются его полными единомышленниками и продолжают дело сына уже в далеком Вельске (это в 500 верстах от Архангельска). Но у сталинского пропагандиста всякое лыко должно быть в строку: если раскольник, значит, и сын негодный, хотя родители должны быть с ним заодно, если, конечно, от него не отрекаются. Известная карусель.

Спросит читатель, зачем разгребать такую дурно пахнущую кучу? А мы выше уже предупреждали, что не в РНЛ дело, а в заказе и спущенных командах, и вот эти вещи, в отличие от грубо сработанной РНЛ фальшивки, увы, куда более серьезны. Свидетельства тому обнаруживаются  в концовке поклепа, где по закону жанра должен прозвучать главный выстрел.

Cветлана Солодовник

Архангельское епархиальное управление


Дело в том, что два года назад в Архангельскую епархию вместо скончавшегося епископа Тихона был назначен нынешний архиерей, митрополит Даниил, и тут-то героические «защитники православия», в том числе собеседники зам. главреда Тимофеева из Заостровья, воспряли духом. Еще бы, такой шорох пошел по епархии: священников стали беспричинно «перебрасывать» с места на место, не считаясь при этом ни с какими личными обстоятельствами: семья там, дети — какая разница. У владыки Даниила идея-фикс: церковь — это казарма (его излюбленное сравнение). В общем, там вы «и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Так-то. Одного онкологически тяжело больного священника в своем солдафонском рвении митрополит запретил в служении только за просьбу не переводить его из своего города по здоровью. В итоге священник и семья лишились средств к существованию. Потом была скандально разорена и закрыта старейшая в Архангельске воскресная школа. С приходов резко возросли поборы. Но тут уж владыка Даниил явно не для себя старается, а, говорят, для своих покровителей в Москве и еще для известной всей епархии дамы, грозе епархиального управления, раскатывающей на большой черной машине. Кто говорит? Трудно в городе найти человека, который не говорит. У дамы уже и прозвище есть характерное — «мать Хиросима». Красиво для особы с повадками валькирии, не так ли?

Так вот, этому новоявленному генерал-архиерею заостровский приход и лично о. Иоанн стали как кость в горле. Видимо, потому что у них совсем не зона, и даже не казарма, в общем, непорядок, почти анархия. Поэтому, наверное, иным бывшим уголовникам там неуютно — на зоне привычнее. Тоже известный недуг по нашим прошлым печальным временам.

Разумеется, главный начальник этого потерпеть не мог. И вскоре второй священник из прихода переводится, а вместо него ошеломленные прихожане почему-то должны принять как своего духовного наставника нового любимца владыки, отца Петра Кузнецова, «известного», как говорится в материале РНЛ, «своей приверженностью Православному вероучению и уставному православному Богослужению» (орфография РНЛ). Ну, когда эти качества отмечает СМИ, напрямую лишенное церковного благословения, нетрудно понять, что такая характеристика означает на самом деле. К тому же о. Петр действительно фигура в епархии уже известная… тем, что взяв на свой абонемент книги в библиотеке, предал их огню за неправославное содержание. Скажете, порча чужого имущества, если вообще не воровство — так чего не сделаешь из «верности Православному вероучению»! Нас ведь не удивит после этого, что своих еще только будущих пасомых из Заостровья он уже успел публично обозвать сектантами. Теперь он направлен именно их окормлять…

И вот этот-то выдающийся по пастырской мудрости и назидательности шаг — назначение столь откровенного фундаменталиста и отъявленного хама на ненавистный митрополиту Даниилу приход РНЛ называет «миротворческим»! Ну да, читали мы у Оруэлла:  «Свобода — это рабство», «Мир — это война» и т.п. И если перед вашими глазами замаячил уже призрак «министерства любви», учрежденного в отдельно взятой епархии, то, ох, неспроста.

Но если бы хоть это был конец. Так ведь нет, в финале РНЛ помещает самую что ни на есть откровенную черную метку от митрополита: «Если священник-модернист не прекратит своей раскольнической, антиканонической деятельности и самочиния, то правящий архиерей вынужден будет принять более жесткие, но единственно приемлемые решения».  Вот теперь ясно: правящий архиерей, ничего не стесняясь, прямо угрожает своему священнику через сомнительный сайт, лишенный церковного признания. Дескать, пикнешь — изничтожу. Зная повадки сего митрополита, сомневаться не приходится: уж сколько было тех, кто пострадал от карающей десницы, вся епархия стонет! И ведь изничтожит, и воцарится на Архангельской земле покой и холод, как то на севере и положено, и вышеупомянутая мать Хиросима сможет сменить обидное прозвище на титул Снежной Королевы. Благодать!

Нет, и при совке, и сразу после мы всяких «владык» видывали. Был метивший в патриархи всея Руси Филарет (Денисенко) со знаменитой на весь Киев дамой сердца – он теперь возглавляет киевский раскольничий патриархат. Потом еще в Екатеринбурге, помнится, при другом владыке тоже книги сжигали, но все-таки не со своего абонемента, там поцивильнее было. И Диомид Чукотский был, который объявил всю церковь еретической, а себя последней надеждой православия. Он был лишен сана и куда-то канул. Правда, говорят, единомышленники остались. Так вот посмотришь на всякие события и подумаешь: и впрямь остались, только как-то погуще сейчас получается: и дама, и книги, и ревность о православии — все сразу, в одном, как говорится, флаконе.

А еще как новшество появился пиратский способ общения. Хотя вроде сам Даниил церковь с армией сравнивал, а в собственной-то отдельной митрополии пиратская команда получается?! Как там у Стивенсона: «А где вы, ребята, раздобыли  бумагу для метки! Неужели из Библии? Как только рука поднялась!». То есть ничего нового у князя тьмы не бывает, зло однообразно, только умело выбирает время и место. Одно интересно, кому это понадобилось после всех околоцерковных скандалов, чтобы митрополичьи клобуки вызывали ассоциации еще и с головным убором Джека Воробья?   

Да и поторопились мы с «отдельно взятой епархией», ей-богу, поторопились. Ведь РНЛ говорит еще о некоем обращении к патриарху мирян Архангельской епархии. Подписей, как водится, нет, но важен сигнал: возмущенные трудящиеся требуют разобраться!

 Невероятно, но, как по взмаху волшебной палочки, материал из маргинального СМИ, лишенного, напомним еще раз, церковного признания (читай, просто нецерковного и по духу, и официально), почти сразу же помещается на одном из самых рейтинговых сайтов «Православие.ру», претендующего на церковную респектабельность. Стоп, а это как объяснить? Только ли тем, что сайтом руководит «заклятый друг» о. Георгия Кочеткова и мастер пропагандистских кампаний архимандрит Тихон (Шевкунов)? Да-да, тот самый, который никогда не скрывал намерения уничтожить Преображенское братство о. Георгия за всякие там катехизации, богослужебные переводы и «насаждаемый дух открытости и евангельской свободы».

А вот это уже, похоже, не местный конфликт, а направленная большая кампания. «Православие. Ру» просто так материал скандального ресурса публиковать не станет, пусть и в разделе «мониторинг СМИ». Да еще во время работы очередного Синода РПЦ, да еще и перед предстоящим через месяц Архиерейским собором. О. Тихон со товарищи никогда не упускает возможности как раз в такое время организовать наезд на своих «идейных противников», он спуску «этим кочетковцам» никогда не давал и не даст. И мотив всегда был один: за чистоту идеологии — имперской, торжествующей, могучей. А определение «православный» теперь ко всему легко прилагается, хоть к физике, хоть к социологии. И тут такой подарок из Архангельска: известный единомышленник о. Георгия оказался под ударом правящего архиерея. Как же не порадеть, ведь совсем близка победа. Так прочь церемонии и вперед, на абордаж!  

И кто-то еще надеется, что у церкви с такими историями найдутся силы на духовное просвещение страны, на обновление образа Божия в человеке, на исцеление от душевных увечий, нанесенных всему народу авангардом пролетариата под руководством «великого вождя» и его «гениального продолжателя» дядюшки Джо?

Что вы, господа, тут бы от пиратов отбиться!

Фотографии ЕЖ

 

Версия для печати