Зачем они встречаются с Путиным?
За рутинными сообщениями типа «Президент Путин принял в Кремле…» теряется смысл происходящего. А ведь есть. Например, на днях президент встречался с главой Центробанка Сергеем Игнатьевым. Зачем? Выразить надежду, как сообщило РИА «Новости», на преодоление тенденции роста курса рубля. А еще – заверить президента в том, что инфляция будет обуздана.
Отличные темы для разговора. Только непонятно, почему глава Банка России, который не является ни сотрудником кремлевской администрации, ни членом правительства, ходит регулярно отчитываться перед президентом. Более логично выглядело бы, если бы председатель ЦБ отчитывался перед своим Советом директоров или Федеральным собранием, на худой конец. Или просто перед телевизором: так, мол, и так, уважаемые граждане и бизнесмены, рубль крепчает, инфляция растет, экономический рост замедляется. Будем делать то-то и то-то, в результате чего ожидаем то-то. Примерно так это и происходит, скажем, в США, где глава Федеральной резервной системы (что-то вроде американского аналога нашего Центробанка) Алан Гринспен с известной заранее регулярностью сообщает публике о своих соображениях по поводу состояния экономики страны, ее перспектив и мер, которые планируют предпринять денежные власти страны.
И что самое удивительное, Гринспен не ходит на доклады к президенту и не дает ему под камеры никаких обещаний.
Можно даже предположить, что Гринспен и Буш не встречаются даже приватно, без прессы, потому что иначе американские журналисты обязательно бы об этом пронюхали. И как только это стало известно, обоих замучили бы вопросами: что это вы там втихаря обсуждали, о чем договаривались, кто на кого пытался повлиять и зачем?
Логично, когда Путин приглашает к себе главу правительства или министров, и они ему докладывают о делах, а он оценивает проделанную работу и ставит задачи. Собственно в этом и состоит работа президента. Однако приглашение в Кремль председателя Верховного суда России выглядит уже не столь логичным. Председатель ВС Вячеслав Лебедев, равно как и глава ЦБ Игнатьев, не работает в президентской администрации. Суды – самостоятельная независимая ветвь власти (по крайне мере, должна быть таковой), и глава судебной власти не должен ходить на отчеты в Кремль. А он это делает регулярно. Даже председателю Высшего арбитражного суда не следовало бы ходить к президенту. А он тоже ходит.
Но самыми поразительными выглядят встречи президента с главой Конституционного суда. Этот суд судит в числе прочего и дела президента, его указы и распоряжения. А Зорькин тоже ходит к Путину. Как же он может объективно и беспристрастно судить дела президентские, если он после заседания должен ехать на доклад к президенту? Или если, что еще круче, он до слушания был у президента и что-то там обсуждал. Невозможно себе представить рабочую встречу председателя Верховного суда США (этот суд исполняет роль КС в Штатах) и президента, причем на территории президента. И у главы ВС, и у президента начались бы серьезные проблемы. Ибо там это рассматривалось бы как прямое покушение на независимость судебной власти в стране.
А наш президент, наши судьи и политики начисто лишены таких предрассудков, как уважение к разделению властей. Никому и в голову не придет задуматься о политическом смысле подобных встреч. И никакого ощущения политической непристойности в связи с происходящим.
Причем почти наверняка можно утверждать, что у Путина и в мыслях не было своими приглашениями в Кремль продемонстрировать зависимость судебной власти от исполнительной. Так же как и судьи, похоже, не задумываются над тем, что такого рода встречи делают бессмысленными все разговоры о разделении властей, зафиксированном, между прочим, в нашей Конституции. Где им задумываться, когда они исполнены гордостью от случившегося приглашения. И потом они все привыкли, что так оно у нас устроено, что все работают на президента и ему отчитываются, ему дают обещания и обязательства. Только в этом случае политическое устройство должно называться не демократией, а самодержавием. Пусть и без передачи власти по наследству детям. А уже в этой конструкции никого не удивляет тот факт, что периодически все «верховные судьи» — главы Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного — собираются вместе и идут к президенту, как это было в ноябре 2004 года. На той встрече, кстати, Путин, обсудив со своими посетителями вопросы повышения финансирования судебной системы, заявил, что это (повышение финансирования) вклад в создание реально независимой и сильной судебной системы.
Интересно, в конце встречи Зорькин, Лебедев и тогда еще Яковлев спросили президента: мы теперь свободны? можем идти?
Как же теперь глава Конституционного суда Зорькин будет рассматривать поданный на днях иск гражданина РФ к президенту страны об ущемлении его избирательных прав новой системой назначения губернаторов? Ведь Зорькин недавно был у Путина на докладе. И скоро опять пригласят поговорить об укреплении независимости судебной системы. Как же он будет рассматривать иск к человеку, перед которым отчитывается? А так и будет рассматривать — как человек, который отчитывается перед тем, на кого подан иск.
И глава ЦБ будет заботиться не о денежной системе страны, а о своем авторитете в глазах президента, остальное – вторично. И руководители независимых институтов власти не виноваты в том, что они не зависят ни от кого. Кроме президента. Так оно у нас устроено.