«Царь» и бесполезные советы
Довольно известный западный политолог, научный директор Германо-Российского форума Александр Рар опубликовал в газете «Культура» (№1 за 2013 г.) весьма любопытную статью с неожиданным названием «Задачи для российского царя». Доказывая правильность заголовка, Рар пишет: «Путин в России – некий современный царь, он формулирует русскую идею, фактически контролирует все силовые ведомства, внешнюю политику, бюджет и экономику страны. Он хорошо владеет цифрами и деталями в отдельных сферах жизни России, более того, многое понимает лучше, чем некоторые министры». То бишь оказывается, что никакой иронии, а тем паче осуждения название не содержит. Оно лишь отражает данность, уверенно фиксируемую зорким взглядом политолога. Причем, деятельность «царя» Рар оценивает как успешную: «После серьезных потрясений 90-х годов социальные гарантии, стабильная экономика и сильная самостоятельная внешняя политика стали главными запросами российского населения, предъявленного власти. И нынешнему президенту России во многом удалось ответить на эти запросы так, как от него этого ждали».
То, что личный фактор в российской политике значит куда больше, чем в политике стран Западной Европы и Северной Америки, банальность. А вот то, что это является преимуществом – открытие Рара. «Российский президент фактически может управлять страной по своей воле. Он не должен, как это часто случается на Западе, спрашивать о том, что ему делать, парламент, Конституционный суд, собственную партию или партийную фракцию. Путин не должен, как его коллеги в странах Евросоюза, по каждому мелкому вопросу находить консенсус с союзническими странами, он не должен, как, например, Германия, отдавать суверенитет над национальным бюджетом и финансами в какой-то Брюссель, и уж совершенно точно никто не требует от него равняться в стратегических вопросах на Вашингтон». Тут смешалось многое: и недовольство Евросоюзом, и обида на США. Но главное – весьма четкий намек на приоритет авторитарного государства перед демократическим. В самом деле, зачем чикаться с парламентом, Конституционным судом, недовольными гражданами, общественным мнением, если можно единолично принимать все важные решения. Разумеется, неизменно правильные, а как же иначе? «Царь» не может ошибаться.
Впору подумать о том, насколько лучше жилось бы в Германии, если бы Ангела Меркель уподобилась бы Владимиру Путину и превратила немецкую судебную систему и Бундестаг в подобие наших «чегоизволите» штамповочных органов, полицию и спецслужбы – в исключительных защитников власти, выборы – в формальность, позволив своим друзьям непомерно обогащаться…
Разумеется, в такое не верит сам Александр Рар. Зачем же тогда писалась упомянутая статья? Дабы предложить Путину использовать свои властные полномочия для решения самых насущных задач. Их, по Рару, три. Первая – борьба с коррупцией. Вторая – реформирование «российской экономики таким образом, чтобы страна производила не только газ и нефть». Третья – «необходимость создания прочного фундамента для дееспособности Евразийского союза и привлечения в этот союз Украины». Две первые задачи не единожды озвучивали и представители оппозиции, и члены тандема, успевшие поменяться местами. Что касается третьей задачи, то она представляется актуальной самой консервативной части нашей элиты. Евразийский союз, по их мысли, должен стать заменой империи, погибшей в 1991 году. Навряд ли эта затея даст положительный результат при нынешних авторитарных режимах в государствах, входящих в союз.
Но вернемся к задачам борьбы с коррупцией и диверсификации экономики. Похоже, опытный политолог не понимает того, что является прописной истиной для трезвомыслящих людей: именно авторитарный, антидемократический режим представляет собой причину сохранения ужасающей коррупции и сырьевой экономики. Поэтому нелогично одобрять Путина в качестве царя и одновременно предлагать ему решать подобные задачи.
Вполне вероятно, что Александр Рар хотел сделать доброе дело: подвигнуть авторитарного лидера на решение крайне важных для нашей страны задач. Но в этом случае статья принесла больше вреда, чем пользы, поскольку содержит лишние доводы за сохранение нынешнего положения. А разговоров о необходимости борьбы с коррупцией и преодоления сырьевого характера нашей экономики Путин не боится. Он сам говорит об этом. Время от времени. И даже предпринимает некоторые шаги, пытаясь ослабить доводы оппозиции. Однако всерьез ничего поделать ни с коррупцией, ни с экономикой он не сможет, потому что не станет разрушать устои собственного режима.
Рецепт решения главных проблем России прост и давно известен: честные выборы, сменяемая власть, реальная политическая борьба, правовое государство, работающие социальные лифты, независимые от государства СМИ. И понимание в обществе того, что человек имеет приоритет перед государством; появление, наконец-таки, уважения к человеческой личности, которого не было во всей нашей истории.
Рецепт прост, но применить его будет ой как сложно. И задача эта явно не для «царя», пусть даже он и зовется Владимиром.