КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПравильный фильм правильного режиссера

25 ЯНВАРЯ 2013 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ИТАР-ТАСС
Нечаянно пригретый славой мамонтенок Борис Корчевников торжествует. Фильм-разоблачение об информационной войне против самой большой в России религиозной конфессии попал в акупунктурную точку общественного сознания. Реакция на него показала, что зрители действительно нуждаются в понимании того, что происходит внутри церковной ограды. И, за неимением качественной аналитики, готовы обсуждать даже убогую агитку.

Собственно, целевой аудиторией «шедевра» «Не верю!» на подконтрольном властям канале НТВ стали простые люди. Те, для кого православие — один из компонентов самоидентификации. После многочисленных медийных скандалов ушедшего года их доверие к РПЦ МП пошатнулось. И фильм, по замыслу заказчиков, должен был его укрепить.

В то же время лента поспособствовала продвижению мифа об РПЦ МП как осажденной крепости. Не корабле спасения, а твердыне, окруженной врагами. Хвалебные отзывы медийных клириков (оо. Вигилянский, Чаплин етс) и православных активистов (Валентин Лебедев, Аркадий Малер етс) продемонстрировали желание официальных представителей церковной структуры поделить мир на черное и белое. И, не различая оттенков, выстроить примитивную идеологическую схему, в которой «теории заговора» отведена ведущая роль.

Что говорить, телематериал работает на этот миф идеально. Невнятная нарезка кадров, съемки скрытой камерой, непонятные реплики, скороговорка сюжетов, магические взмахи руки человека перед таблицей вбросов компромата в интернет — все вроде бы скомкано, загнано в подтекст, огрублено до невозможности. Но в целом сигнал устойчив и внятен: наших бьют.

Вспомним, что понижением акций патриарха Кирилла совсем недавно занималась путинская вертикаль. И теперь она с помощью дешевки залатывает духовные пробоины, могущие принести вред и ей самой. Новый агитпроп списывает все на либеральную тусовку, в которую, между прочим, входят и члены правительства. И нельзя сказать, что это чистая ложь. Да, некоторые блогеры воюют с религией и актуальное искусство оттягивается на верующих. Всякое бывает. Но не стоит преувеличивать масштаба этой войны. И уж тем более объяснять боевыми действиями провалы миссии и социальных проектов, неумение вести диалог с гражданским обществом.

Неприятно, что Корчевников искажает слова оппонентов, вырывает их из контекста. К слову, «Большой город» посвятил этому целую статью. Не случайно один из героев фильма, С.И. Иванеев, подал исковое заявление к компании НТВ. Вероятно, оно не последнее.

С недоброжелателями церкви режиссер борется чекистскими методами. И как огня боится прямого и честного разговора о реальной ситуации внутри церковной ограды. Благостная картинка уводит нас от действительности и не дает зрителю возможности задуматься о том, что грех действует в том числе и внутри самой большой в России конфессии. Действует и искажает многие благие начинания. Именно он, а не медийные войны часто становится камнем преткновения для многих наших соотечественников.

Честные ответы на многочисленные вопрошания могли бы снять часть напряжения между церковью и обществом. Но юноша со взором горящим озабочен созданием мифологической картинки. Вот батюшка, Всеволод Чаплин, к примеру, кладет поясные поклоны. Вот учитель Закона Божия рассказывает детям о Декалоге. Вот верующие Крымска помогают потерпевшим от наводнения. И все хорошо. Только молитва эта, может быть, до потолка и не дальше. И на уроке сидит будущий Владимир Ильич. И в Крымске помогает обездоленным, помимо появившихся на экране добровольцев, известный своей честной гражданской и христианской позицией о. Дмитрий Свердлов, которого вскоре отправят под запрет. Нет, не интересуют трагедии и ухмылки истории молодого режиссера. Как и правда, которая порой сродни Истине.

«Новая журналистика» в формате Корчевникова не ревнует о правде. Она говорит правильными словами правильных людей. Их могли бы поправить клирики, знающие, почем фунт лиха. Но, увы, многим из них запрещено выступать в СМИ. Отец Георгий Митрофанов здесь не исключение.

Чекистские методы заразительны, и усилиями таких борцов за чистоту православия, как Александр Дворкин, они вошли в церковную ограду. В этом смысле название фильма — саморазоблачительное и, невольно, пророческое. Его создатели, не верящие в свободного человека,  передают свое неверие зрителю, думая, что этим защищают церковь. На самом деле они искажают культурный код христианства. Тот, кто видит вокруг только «проплаченных врагов», не способен поверить и Богу. Боюсь, что следующий корчевниковский фильм будет посвящен внутрицерковным разборкам, принявшим в последнее время невиданный размах. Не случайно Кураев в Архангельске заявил, что у нас каждый двенадцатый священник — Иуда. Правильному режиссеру умные товарищи всегда подскажут, где истинные патриоты. А остальных — мочить. Благо рука уже профессионально набита.

 

Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

 

Версия для печати
 



Материалы по теме

Совесть как побег // ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
Бедная Света // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
МИФ + МИФ = НТВ // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Прорыв // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
А у гроба встали мародеры… // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Десять лет спустя // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Телевидение, которое мы потеряли // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Итоги недели. В ожидании сигнала // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Я защищаю НТВ! // ГЕОРГИЙ САТАРОВ
Гробокопатели на НТВ хоронят историю // ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО