Таял прошлогодний снег
Даже если просмотр отечественного телевидения не входит в круг ваших повседневных привычек, ради зрелища, явленного на этой неделе широкому российскому зрителю из предолимпийского Сочи, ей-богу, стоило сделать исключение.
Речь, разумеется, не о феерическом (как говорят) театрализованном представлении, устроенном в четверг по случаю запуска обратного отсчета времени (до Олимпиады-2014 остался ровно один год) – на подобные пустяки тратить драгоценное эфирное время наши телеканалы не привыкли. Другое дело – появление на олимпийской стройке главы государства. Вот где настоящая феерия! Пусть для иных чиновников, ответственных за подготовку к сочинским играм, в атмосферу праздника (Путин приехал!) и примешалась известная нота горечи (с проверкой!).
Как известно, первая часть представления, за которым все эти дни с затаенным дыханием блаженно следила чуть ли не половина страны, состоялась в среду. В этот день президент совершил инспекционную поездку на объекты горнолыжного кластера «Горная карусель», где публично – на полсотни телекамер – затронул самую чувствительную струну в душах олимпийского чиновничества. А именно – с пристрастием поинтересовался, соблюдаются ли строки строительства объектов и не завышаются ли сметы. Хуже того – потребовал от присутствовавших здесь же ответственных лиц жестко следить за расходами, пояснив: «Чтобы никто ничего не утащил».
Словно что-то знал или почувствовал.
Не случайно тогда же – на живописном горном склоне – стране было открыто имя одного из героев олимпийской стройки, о существовании которого она прежде даже не подозревала. Это пресловутый «товарищ Билалов» – (на тот момент) вице-президент ОКР и бывший владелец компании «Красная поляна». Последняя в числе прочего отвечала за строительство комплекса олимпийских трамплинов, введенных в строй с двухлетней задержкой и шестикратным превышением сметы.
Об этом изумленные телезрители узнали из состоявшегося там же на склоне гротескного диалога Владимира Путина с куратором сочинской стройки Дмитрием Козаком. Этот разговор достоин того, чтоб быть процитированным еще раз:
Путин: «Удорожание объекта есть?»
Козак: «Да. Удорожание тоже есть серьезное, но объект строится за счет собственных средств».
Путин: «Собственных средств кого?»
Козак: «Красной Поляны» и заемных. Понятно, что мы их кредитуем».
Путин: «У «Красной Поляны» кто акционер?»
Козак: «С мая этого года – «Сбербанк».
Пуин: «Значит, стройка ведется в значительной степени за счет «Сбербанка», и это удорожание оплачивается им. Насколько объект подорожал?»
Козак: «Первоначально, когда принимали решение о предоставлении кредита, была названа сумма миллиард двести. Теперь стало восемь».
Путин: «Из миллиарда двухсот миллионов сумма превратилась в восемь миллиардов? Молодцы. Хорошо работаете».
Насколько именно «молодцы», общественность была проинформирована уже на другой день – во время совещания по подготовке к Олимпиаде, телевизионная картинка которого, как водится, соответствовала всем классическим канонам путинского «разбора полетов» (притихшие чиновники, склонившие глаза долу перед жесткой, но справедливой критикой президента). В частности, руководитель «Олимпстроя» Сергей Гапликов сообщил о сохраняющемся отставании от графика возведения целого ряда олимпийских объектов.
Однако подобные подробности, прозвучавшие на совещании у Путина – сущая безделица по сравнению с новостью об очередном увеличении расходов на подготовку сочинской Олимпиады. Из рабочих документов, розданных участникам прошедшего 1 февраля заседания Госкомиссии по проведению сочинской Олимпиады, следует, что общая смета мероприятия, скорее всего, перевалит за 1,5 трлн рублей против примерно 315 млрд рублей, впервые озвученных в 2007 году. Иными словами, первоначальные оценки будут превышены впятеро.
Причины подорожания строительства хорошо известны. Не последняя из них – пресловутое «неэффективное использование» выделяемых на Олимпиаду средств и прямое воровство, многочисленные факты которого подтверждены проверками Счетной палаты и материалами нескольких уголовных дел.
В этой связи трудно отделаться от ощущения, что широко распиаренная центральными телеканалами «показательная порка», устроенная Владимиром Путиным олимпийским чиновникам, включая показное увольнение малозначительного чиновника – «товарища Билалова» (которого, кажется, никто не отстраняет от участия в не менее хлебном проекте развития Северного Кавказа), – не более чем отвлекающий маневр. Вульгарная попытка продемонстрировать обывателям желание власти показать кузькину мать расхитителям народной собственности, мало меняющая положение дел.
В заключение одна занятная история: в ноябре прошлого года председатель координационной комиссии МОК Жан-Клод Килли в интервью Russia Today рассказал о начале заготовки снега (!) к будущей Олимпиаде.
Натурально, его (снег) будут запасать в течение целого года и использовать на играх в случае, если погода преподнесет неприятные сюрпризы. Сколько будет потрачено на это денег, в интервью не сообщалось.
Не берусь судить, является этот эпизод частью большой коррупционной олимпийской истории Сочи или нет. Хочется только надеяться на то, что весной 2014-го, когда сочинский прошлогодний снег сойдет на нет, в том, что проступит на поверхность, хорошенько покопаются представители Следственного комитета и прокуратуры.
«Дело Олимпстроя», материалы расследования Бюро экономических расследований