О россиянах, белорусах и помещике Оболте-Оболдуеве
Тут у нас очередной скандал вышел. Арестовали директора расположенного в Сочи санатория «Беларусь» Георгия Саракашиша и его заместителя Александра Кизима. Вызвали их в Минск и посадили в пресловутую «американку» – внутренний СИЗО КГБ Белоруссии.
«Американку» я знаю: сам просидел в ней 109 дней. Не сахар. И даже не Сочи.
Ну, положим, там много народу пересидело, в том числе персоны поважнее меня и даже поважнее Георгия Саракашиша. Сидели там премьер-министр, управляющая делами президента, председатель правления Национального банка, министр сельского хозяйства и даже целым табором кандидаты в президенты. А тут? Велика ли персона?
Велика – не велика, однако – гражданин России. Вызвали его в Минск, насколько можно понять, для сдачи дел, а вместо этого посадили голубчика с высшим медицинским образованием за решетку.
И это, положим, не новость. Много российских граждан там пересидело. И даже я успел посидеть в камере с неким Александром Киселевым, которого, по его словам, обвиняли в том, что он инвестировал в бизнес и потом его же и продал. Инвестировал в Белоруссии, продал англичанам. Причем хорошо на этом заработал. И в этом-то его и обвиняли. В том, что инвестировал, продал и заработал.
Вы – поняли? Я – нет.
… Георгия Саракашиша, приехавшего в Минск из Сочи сдавать дела, искали белорусские журналисты, а нашло российское посольство, которое, собственно говоря, для того и существует, чтобы помогать россиянам на чужой территории. Нашло. В «американке», повторюсь. Куда его поместили по обвинению в злоупотреблении служебным положением.
Причем совпало все это с недельным рабочим визитом в Сочи Александра Лукашенко, куда он приехал как будто специально, чтобы свалиться на лыжах с горы и снять директора санатория и его заместителя. Потому что президент России с ним не встречался, а чтобы поговорить по телефону (о чем, впрочем, также нигде не сообщалось) – так зачем в Сочи ездить?
Если попытаться восстановить картину, то получается: приехал президент, свалился с горы, снял с должности, а поскольку этим все недостатки исправить не удалось, то по возвращении приказал еще и арестовать.
Арестовать гражданина чужой страны.
Есть в «Петре Первом» пролетарского графа Алексея Николаевича Толстого сцена: по приказу патриарха казнят еретика Кверина Кульмана. Выводят хорошо упитанного немца на мороз, ставят на четвереньки, кладут на спину ему книги и поджигают. Немец плачет, горит плохо, однако – помирает. В полном соответствии с исторической правдой.
Россия времен царевны Софьи – она такая была. Даром, что иностранец. Гори, брат, раз уж патриарх приказал.
Опять-таки – и до начала XVII века прецеденты были. Особенно во времена Ивана Грозного, прозванного за скверный характер, как известно, Васильевичем (кто не знает – цитата из старого французского учебника истории). Особенно тогда казнили иноземных лекарей. Вот как не смог вылечить очередного государя – так сразу на кол, несмотря на подданство.
Это я к чему? Это я к тому, что Георгий Саракашиш – гражданин Российской Федерации. И даже если он совершил преступление, то совершил его на территории Российской Федерации. И судить его должны по законам Российской Федерации.
Но… С другой стороны… Находился он на службе в Управлении Делами Президента Республики Беларусь. Там и проштрафился. Посему, как и положено полновластному помещику, Александр Лукашенко (или новый управляющий делами президента Белоруссии Виктор Шейман?) выманивает Георгия Саракашиша с российской на белорусскую территорию, чтобы там и посадить его в «американку».
Был такой поэт – Николай Некрасов. Поэт великий. Написал поэму «Кому на Руси жить хорошо», не имея при этом в виду ни Игоря Сечина, ни даже «Единую Россию». Так там есть персонаж – помещик Оболт-Оболдуев. И вложены в его уста известные строки:
Кого хочу помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Так было в известном случае с гражданином США Эммануилом Зельцером, адвокатом наследников Бадри Патаркацишвили – гражданина Грузии. Его тоже захватили и посадили. И держали в ежовых рукавицах некоторое время.
США, помнится, тогда бурно возмущались.
А Россия молчала.
Мало того, что молчала. Она еще и выдавала Александру Григорьевичу тех граждан Белоруссии, кого ему не хватало для полноты коллекции в «американке». Помнится, именно так был захвачен на территории России гражданин Белоруссии анархист Игорь Олиневич – один из четырнадцати политических заключенных Белоруссии. Его сутки продержали в машине в наручниках, после чего доставили в Белоруссию.
Опыт вдохновил. На то он и сын ошибок трудных. И гражданина России Георгия Саракашиша уговорили приехать в Минск добровольно. После чего и упрятали в «американку».
Российские власти молчат.
То есть посольство все надлежащие шаги делает. Но вы знаете, как тяжело сделать книксен в подобной ситуации. А посол России в Минске Александр Суриков – весьма экзотический посол, как назвал его Александр Лукашенко. Он демарш сделать не способен, только книксен. Вот и…
Сами, в общем, понимаете…
В том числе понимаете, какая разница между россиянами и белорусами.
Разница минимальная.
Белорусов выдают по запросам белорусских властей российские власти.
А россиян белорусские власти хватают, даже не спрашивая разрешения российских властей.
Такова жизнь.
И Саракашиш вам в подтверждение. Или просто – шиш.
Минск