КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеИнтеллигенцию мобилизовали на спасение репутации чиновников

4 МАРТА 2013 г. СЕРГЕЙ ГОГИН


Когда в печати появляется открытое письмо, в котором известные деятели науки и культуры что-то единодушно одобряют или, наоборот, осуждают, это значит, что власть — по глупости или из корысти — вляпалась в какую-то историю и теперь зовет «творческую интеллигенцию» на подмогу — навести марафет на заляпанный имидж. Подведомственная бюджетная интеллигенция скрепя сердце соглашается, даже сознавая, что от неприятного запашка придется долго отделываться.

Именно это произошло в Ульяновске. Региональная власть опростоволосилась, но отдуваться за это пригласила непричастных к делу актеров, музыкантов, художников, музейных работников. Речь идет о Международной премии имени Аркадия Пластова, уроженца здешних мест. Она была учреждена губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым и местным Союзом художников для поощрения авторов, работающих «в традициях реалистического изобразительного искусства». Пока ее размер составлял миллион или даже 10 млн рублей, как в прошлом году, все было относительно спокойно, хотя уже эта сумма вызвала раскол в рядах Союза художников (члены правления перессорились, решая, кого номинировать на премию, деньги-то приличные, даже с учетом полутора десятков номинаций). Но в конце января 2013 года было объявлено, что размер премии увеличивается до 20 млн рублей (500 000 евро, несколько увеличилось и число номинаций — теперь их 21), причем половину возьмут из бюджета.

Выяснилось, что эта сумма делает Пластовскую крупнейшей арт-премией в мире. Она во много раз превышает размер самых авторитетных западных премий, причем деньги придут из бюджета не какого-нибудь нефтеносного региона, а скромной дотационной области в Поволжье. Бюрократия усугубила скандал тем, что «патриотичную» премию презентовали в лондонской галерее аукционного домаMacDougall’sна открытии небольшой выставки Пластова. Событие было подано под соусом расширения культурных связей и создания положительного имиджа области за рубежом. На презентации засветились с полдюжины ульяновских чиновников, включая тех, кто к искусству не причастен. Блогеры тут же прикинули расходы на командировку, вышло никак не меньше полумиллиона рублей.

Пошли разговоры. В областном бюджете на премию денег не заложено, из какой строки ее возьмут, людям не объяснили. Зачем вся эта компания каталась в Лондон на презентацию — не ясно. Обнаружилось, что нет даже целевого фонда премии. К тому же искусствоведы недоумевают, кого и за что поддерживают премией «за реализм». Ведь в искусствоведении уже не используют даже термин «реализм», жизнеподобие не считается критерием искусства, потому что «рисовать похоже» умеют миллионы, новизны в этом нет, актуальных процессов в искусстве эти люди не определяют.

Депутат ульяновского Заксобрания Александр Кругликов (КПРФ) направил губернатору запрос, указав, что премия учреждена «за счет бюджета нашей дотационной области без широкого общественного обсуждения», хотя денег не хватает на самое насущное. Заодно он попросил главу региона отчитаться о загранкомадировках: куда, зачем, сколько потратили, каков эффект. Губернатор огрызнулся: мол, такие вещи не в компетенции депутатов. Поддержка Кругликову неожиданно пришла из Москвы: депутат Госдумы Игорь Зотов направил на имя генпрокурора Юрия Чайки свой запрос, в котором просит провести проверку «по факту возможного нарушения законодательства со стороны руководства Ульяновской области». Депутата смутило, что организаторы премии не раскрывают источники финансирования, поэтому он просит «установить схему финансирования указанной премии и добровольной спонсорской поддержки. При необходимости принять соответствующие меры к лицам, ответственным за нарушение законодательства, в том числе антикоррупционного». Коллегу поддержал тяжеловес от культуры, «единоросс» Иосиф Кобзон: «Имя Пластова довольно широко известно во всем мире, и тут сумма должна играть символическую роль. Взваливать всё это на плечи Ульяновской области я бы не стал».

Сначала власть перешла в режим оправданий: мол, фонд премии будет учрежден в феврале; бюджетные средства пойдут только на организацию мероприятий, а на саму премию денег дадут спонсоры; художников-победителей обяжем передать картины в фонд областного художественного музея; новые номинации введены для выставочных, реставрационных и прочих проектов, реализованных на территории области, так что деньги здесь и останутся. Оправдания вышли запоздалые и неуклюжие. Тогда чиновники пошли в наступление и организовали «Обращение представителей культуры к общественности и СМИ по поводу ажиотажа вокруг международной премии Пластова в области изобразительного искусства», опубликованное в государственной «Народной газете».

«Мы крайне возмущены тем, что некоторые журналисты извратили смысл и идею благороднейшего начинания культурной общественности Ульяновской области» — говорится в письме. Дескать, «впервые после распада Советского Союза мы наблюдаем подъем культуры» в Ульяновской области: ремонтируются учреждения культуры, актеры получают достойную зарплату и даже жилье, проводятся фестивали… «В свете всего этого любой патриотично настроенный человек увидит в учреждении премии еще один шаг к развитию культуры в Ульяновской области и России в целом, привлечению к ней международного интереса…». И в конце, чтобы окончательно добить противника:«Мы, работники культуры Ульяновской области, намерены целиком и полностью поддерживать инициативы регионального правительства, направленные на содействие культуре».

Указано, что письмо подписали около 60 человек, но в газете опубликована только верхушка этого списка, в которой народные и заслуженные артисты, уважаемые и любимые публикой актеры облдрамтеатра. Я позвонил нескольким из подписавшихся. Да, сказали, подписывали, потому что поддерживаем текст письма, но тему развивать не захотели. В голосах звучало смущение. Один заслуженный артист сказал, что лично ходил ставить подпись в региональное министерство искусства и культурной политики (его возглавляет Татьяна Мурдасова), тем самым подтвердив, где составлялось «обращение». Другой человек, театральный менеджер, согласился, что министерство его дезориентировало, потому что он подписывался в поддержку региональной культуры, а не против журналистов, которые «искажают». В драмтеатре меня попросили лишний раз не называть фамилий актеров, чтобы им не повредить. Не буду, хотя вряд ли это поможет: их подписи уже стоят.

«Письмо — индикатор той беспомощности, в которой оказалось региональное министерство культуры, — пишет независимый сайт ulgrad.ru. — Политика квадратных метров и понимания культуры как дотационной индустрии требует… жесткого авторитарного вбивания единственно верного “ленинского пути”». Действительно, живущие в облаке своих пиар-прожектов чиновники полагают, что осуществляют культурную политику, но «официальная» культура, ассоциирующаяся главным образом с распределением бюджетных средств на зарплату, «коммуналку» и ремонты, имеет к ней косвенное отношение. В Ульяновске в самом деле сегодня интереснее жить, чем пять лет назад, но это происходит в основном за счет частной культурной инициативы, то есть не благодаря чиновникам, а во многом вопреки им. Поэтому слова г-жи Мурдасовой, сказанные на недавней коллегии Минкульта — «Пластовской премией мы прорубили окно в Европу — это второй случай после Дягилева», — отражают не реальность, а манию чиновничьего величия.

Тем временем письма общественности пошли косяком. Союз художников России опубликовал обращение в защиту премии (опять-таки, на саму премию никто не нападал!). В нем выражается благодарность правительству Ульяновской области и лично губернатору Морозову за учреждение премии. Следом выступила Международная конфедерация союзов художников. Она считает увеличение премиального фонда «правильным и весьма своевременным» и одобряет поездку в Лондон с выставкой и презентацией премии. Поездка расценена как способ вывода на рынок «достойных произведений русского и советского искусства». О бюджетных деньгах и здесь ни слова. В связи с «кампанией, идущей в прессе», конфедерация заявляет: «Актуальное искусство, ориентированное на так называемой «креативный класс», пока недоступно массам… Пластовская премия адресована не «аутсайдерам»… Она — вызов всем ныне живущим художникам, испытывающим искушение заменить кисть, карандаш, краски на иные способы выражения». О сути претензий журналистов и политиков, которым претит чиновничье самодовольство и некомпетентность, несанкционированная трата бюджетных средств на проект и его зарубежную презентацию, в «письмах интеллигенции» ни слова. Зато об этом обмолвился председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров: соответствующая проверка запланирована на сентябрь.

Газета «Новые известия» еще в конце января обратилась к губернатору Ульяновской области с официальным запросом по поводу Пластовской премии. Редакция спрашивала: «Какова общая сумма затрат на реализацию данного проекта, включая расходы на все поездки представителей Ульяновской области в Лондон? Каковы источники премиального фонда и расходов на зарубежные поездки, в частности объем израсходованных средств из бюджетов разных уровней РФ?» Спустя месяц пришла отписка, в которой самое информативное — финал: «В настоящее время формирование фонда продолжается, спонсоры пожелали остаться неизвестными. В состав официальной делегации не входили члены семей ульяновских чиновников».

У бывшего губернатора области Юрия Горячева был один пресс-секретарь на всю администрацию. У Морозова — по пресс-секретарю в каждом министерстве или даже департаменте, целый департамент информполитики, большая губернаторская пресс-служба. И не нашлось ни одного специалиста, который предостерег бы от грозящего имиджевого провала. Что в итоге? Чиновничий раж и стремление накачать собственный авторитет за счет великого художника-земляка привели к серьезным репутационным потерям. Хотели прославить большого художника Пластова, а получилось — публично унизились сами. Чуть было не написал — унизили Пластова, но подумал: художник, чьи картины висят в Третьяковке, и при жизни не был конформистом, а теперь и подавно недоступен человеческим страстям, тем более чиновничьему тщеславию.

Тщеславие, этот любимый грех дьявола, во все времена дорого обходилось налогоплательщику, потому что ходит рука об руку с корыстью. Раздуваясь до уровня саммита АТЭС или Сочи-2014, оно начинает угрожать экономике страны и ее национальной безопасности. А казалось бы, всего лишь «Фашист пролетел»…

Ульяновск

Версия для печати