ФСБ на дальних подступах
Старший брат снова спешит на помощь младшему в борьбе с подрывными силами: ФСБ получит аппарат сотрудников, на постоянной основе командированных в другие государства. Их задача – не защита российских дипломатов от шпионов, а совместная с местными спецслужбами «борьба с международными преступлениями».
Как утверждается в пояснительной записке к проекту закона, направленного Путиным в Госдуму, уже сегодня сотрудники ФСБ направляются в иностранные государства на срок от трёх до шести месяцев «для оказания консультативной и методической помощи их специальным службам и правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных и специальных мероприятий», правда, пока только в Абхазию, Южную Осетию и Киргизию. Суть проекта – дать сотрудникам ФСБ возможность служить советниками на постоянной основе. Судя по тексту записки, в эти три страны будет направлено по 15 сотрудников. Кроме того, В ФСБ надеются расширить список стран, нуждающихся в ее консультациях.
Министерство внутренних дел еще в 2007 году получило право на своих представителей в составе диппредставительств: тогда по президентскому указу МВД было разрешено иметь таких сотрудников в количестве 41 человека. Причем на службу в посольства они поедут надолго: в 2009 году срок пребывания на такой должности был определен в три года с возможностью продления на год. Правда, пока таких представителей МВД за рубежом насчитывается всего около десятка – по одному человеку на страну, а не по пятнадцать, как планируют в ФСБ.
Однако инициатива ФСБ ничем не похожа на практику МВД. Похоже, это совсем другая история, и она больше напоминает попытку возродить в новых условиях опыт представителей советских органов госбезопасности при спецслужбах Восточной Европы. Такие советники направлялись в «дружественные страны», начиная с 1949 года и до конца «холодной войны». Численность аппарата советника доходила до нескольких десятков человек, и, согласно наставлению МГБ от 1951 года, в их функции входил широкий круг вопросов, включая предоставление «практических советов работникам органов безопасности стран народной демократии». Консультированием по практическим вопросам, похоже, как раз и занимаются советники ФСБ при спецслужбах Абхазии, Южной Осетии и Киргизии (в этой стране еще с начала 2000-х годов существует аппарат советников Оперативной пограничной службы ФСБ). Также очевидно, что главной задачей для спецслужб в этих странах является сохранение существующего политического режима, а не борьба, скажем, с международным наркотрафиком или незаконным оборотом оружия и терроризмом. И 15 офицеров, поселившихся в Сухуми, или Цхинвале, или Оше, лучше договорятся с местными комитетчиками, если будут служить там годами, а не меняться каждые шесть месяцев.
Некоторые вопросы может вызвать лишь желание Кремля видеть в этой роли сотрудников ФСБ, а не Службы внешней разведки, однако ФСБ получила свои разведывательные органы еще в середине 2000-х, причем с зоной ответственности на территории бывшего СССР, так что как раз это выглядит вполне логично.
Кроме того, известно, что ФСБ, проигравшая в активности Следственному Комитету в горячий протестный период 2011-2012 гг., попала под критику президента еще летом прошлого года. Тогда Путин сетовал на то, что ФСБ предоставляет недостаточно информации об изменениях в политической ситуации. Общепринятый способ спецслужб оправдываться в таких случаях – это требовать новых полномочий. И считалось, что таким ответом на президентскую критику стал предложенный ФСБ (и одобренный осенью 2012 года) закон, расширивший понятие государственной измены. Кроме прочего, он существенно облегчил ФСБ порядок организации слежки и прослушки.
Видимо, в эту же категорию следует вписать и нынешнюю инициативу командировать чекистов на постоянной основе для помощи спецслужбам дружественных режимов – противостоять проискам враждебных сил лучше на дальних подступах.
На фото: Россия. Москва. 14 февраля. Президент РФ Владимир Путин (слева) во время выступления на расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев