КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеОтвет на призыв министра Абызова

17 МАРТА 2013 г. ИВАН СТАРИКОВ

ИТАР-ТАСС


Весьма занимательная на днях случилась пикировка на сайте «Эха Москвы» между министром Открытого правительства Михаилом Абызовым и главным редактором радиостанции Алексеем Венедиктовым.

Процитирую первый абзац: «С интересом прочитал Ваш пост на сайте «Эхо Москвы». Хорошо, что тематика открытых данных вызывает большое внимание и интерес, особенно учитывая, что потенциал реализации концепции открытых государственных данных действительно огромен как для бизнеса, так и для общества. Концепция открытых данных — это фундамент построения системы Открытого правительства». 

Вот-вот, и я о том самом фундаменте человеческой жизни. А так как сегодня в правительстве, начиная с премьера, много поклонников древнекитайской философии Лао Цзы, созерцателей и непротивленцев трудностям жизни в полном соответствии с даосизмом, то и я не удержусь.

Великий Конфуций сказал: «Если у вас есть хлеб, у вас много проблем. Если у вас нет хлеба, у вас одна единственная проблема, которая обнуляет все остальные».

Стремительный рост цен на зерно из-за неурожая прошлого года, снижение уровня таможенно-тарифной защиты в соответствии с требованиями ВТО заставляют проанализировать, что же происходит с отечественным агропродовольственным сектором. Профессионально это можно сделать на основе открытых статистических данных, тех самых, о которых так страстно говорит министр Абызов.

И вот здесь сталкиваешься с удивительной вещью. Ну, например, для сведения уважаемого государственного мужа, главной военной тайной правительства являются не коды пусков наших ядерных ракет, а подробная статистика по сельскому хозяйству.

Навскидку, перечень информации в открытом доступе устанавливается постановлением правительства, но он не детализирован. В результате открытые данные есть, но они устаревшие, чрезмерно консолидированы. Например, Министерство сельского хозяйства РФ собирает данные по сельхозорганизациям России (годовые отчеты), доступа к неперсонифицированным данным, их группировкам нет. В системе ЕМИСС (сводная медведомственная статистика) — теперь это должен быть основной информационный ресурс — по разделу Минсельхоза в 2013 г. находится таблица данных только по надою и удою на корову по дням 2011 г.

Для каких решений это важно? Не знаю.

А вот данные, позволяющие оценить эффективность использования бюджетных средств поддержки сельского хозяйства, закрыты. Это так, мелочь — около 150 млрд полновесных рублей налогоплательщиков.

Согласен с министром насчет высокотехнологичных и машиночитаемых способов обработки информации.  Кто-то мешает ввести требования к предоставлению открытых данных по формату, позволяющему обработку без дополнительных манипуляций. Сегодня числовая информация вводится в текстовом виде, рисунком, с точкой вместо запятой. Обрабатывать ее нельзя.

Фатально опаздываем. Сельское хозяйство, после вступления в ВТО, должно стать объектом  особого внимания, а статистическое наблюдение в России к этому не адаптировано. Ситуация усугубляется тем, что  сегодня любой чиновник, прикрываясь словами «коммерческая информация», «персональные данные», легко и без всяких последствий для себя лично лишает специалистов информации.

Доходит до смешного: по ФЗ «О развитии сельского хозяйства», должен ежегодно готовиться доклад об исполнении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Кто его готовит? Правильно, само Министерство сельского хозяйства РФ. И на него должны писать заключения эксперты.

Понятно, что  их состав утверждает отраслевое ведомство, и дело даже не в том, что они работают без оплаты,  «объективные» данные им дают крайне дозировано. Что будет на выходе?

Будет пустота испанского барабана (посмотрите предыдущие национальные доклады имени Скрынник). Специально для министра Михаила Абызова: с 2008 г. произошло перераспределение функций по сбору информации между Росстатом и отраслевыми ведомствами. Это нанесло существенный урон отечественной статистике. Например, сломана система сельскохозяйственной статистики: МСХ РФ не проводит группировок, не подпускает к информации кого-либо за своими пределами, что делал Росстат в рамках закона. Очевидно, что нужно либо усиливать Росстат и возвращать ему отраслевую информацию, либо «Открытому правительству» наконец показать, что оно не зря ест хлеб налогоплательщиков.

 Во всем мире данные о расходовании бюджетных средств — в открытом доступе. Их под лупу рассматривают: почему этому и почему столько? А у нас – тайна!  

Михаил, Вы предлагаете запастись терпением. Можно, вот только к концу года от промышленного свиноводства, на поддержку которого было потрачено 250 млрд рублей, останутся «рожки да ножки». Между прочим, курировал этот приоритетный Национальный проект развития сельского хозяйства Дмитрий Анатольевич Медведев. Помогите своему шефу, а то все у него как-то нескладно получается. Раскройте наконец великую сельхозтайну!

 Вряд ли это нанесет ущерб обороноспособности страны, но сельскому хозяйству — точно поможет. Очень на Вас надеюсь!

 

 

 Фото ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе

Версия для печати