От Сухорады до Кадырова
На днях стало известно о диком случае, произошедшем еще в начале марта в Сургуте. В местную чайхану «Халяль» ворвалась бригада ОМОНа в масках и с оружием. Омоновцы, как водится, положили присутствующих лицом в пол, после чего принялись издеваться над теми, у кого была борода. Кому-то стали резать ее ножом, кого-то заставили отрезать самому, пригрозив сжечь зажигалкой. По завершении экзекуции и бородачи, и небородачи были доставлены в местный отдел для проверки документов. Документы оказались в порядке, после чего задержанных отпустили.
Инцидент всколыхнул городскую общественность. Начальник полиции был вынужден принести извинения, а местное телевидение сделало серию интервью с жертвами беспредела. Среди них оказались граждане Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Азербайджана. Все мусульмане. В Сургуте живут и работают. Один из них, Исфандер Ташрипов, так объяснил свой и товарищей стиль жизни: «Мы идем на работу, приходим в мечеть, приходим кушать, всё, больше ничего не делаем в этом городе». «Собирался здесь жить, думал, здесь свобода будет — смогу исповедовать свою веру. Разочаровался я», — добавил он с горечью на отличном русском языке.
Случай этот, уверен, будет иметь серьезные последствия. Конечно, мусульманская умма далеко не однородна, в этой среде так же делят людей на своих и чужих и есть жертвы беспредела. Однако… Тот факт, что сургутские омоновцы своим поступком нанесли оскорбление всем российским мусульманам, уже не отменить. Почитайте, что пишут об этом в соцсетях. Мусульмане в ярости, и их можно понять.
Корни подобного, не побоюсь этого слова, скотского поведения правоохранителей уходят, конечно, в войну в Чечне. Именно там органы заразились моральным бесчувствием, которое распространили затем на всю страну. Методы, применяемые в условиях реальных боевых действий, были распространены и на мирные территории в мирное время. Причем как на выходцев с Кавказа, которых полиция считает «чужими», так и на «своих» граждан тоже.
Фактически полиция, особенно ее специальные подразделения, превратилась в этаких завоевателей собственного народа. И если русские (назовем их так, или себя, для простоты) традиционно терпеливы, то мусульмане, более горячие, уже вовсю дают отпор. Где-то, как в Дагестане, в самой что ни на есть криминальной форме партизанских действий, а где-то, как возле соборной мечети в Москве, в форме гражданского неповиновения, как две капли воды похожего на акции «Стратегии-31».
Вообще такое впечатление, что ислам становится одной из идеологий сопротивления авторитаризму власти. Причем вирусу этому подвержены самые неожиданные слои и группы населения. Вспомните знаменитое видео приморских партизан, где они за пару дней до ареста и гибели двоих из своих товарищей обращаются к миру, объясняя свои мотивы явно в стилистике, позаимствованной у исламистов. Слова, жесты, все оттуда. Не видеть этого невозможно. Идеологом группы был, как известно, экс-нацбол Андрей Сухорада. Другой лидер группы, оставшийся в живых Александр Ковтун, просил, как говорят, передать себе в камеру Коран.
Еще интереснее процессы, происходящие внутри самой власти. Рамзан Кадыров, конечно, верный друг Путина, опять же Аллах дает через него средства, за счет которых, собственно, и живет республика. Однако, похоже, парень себе на уме. Знающие люди, те, кто бывает в Чечне регулярно, утверждают, что Рамзан тихой сапой выращивает что-то типа личной гвардии. Отбирает из разных тейпов детишек и отдает их в хорошие руки на воспитание. В исламском, естественно, ключе. Как знать, не сложится ли однажды антипутинский фронт, куда войдут все представители мусульманской уммы от края до края — от Кадырова до сторонников Сухорады? Ведь на все, как известно, воля Аллаха.