Новое правозащитное движение
Гражданское общество в России, несмотря на давление на него, живет и развивается.
16 марта этого года произошло важное событие — в подмосковном пансионате было учреждено новое всероссийское движение, объединившие правозащитников и гражданских активистов - «Гражданская Федерация».
Это не вызвало особого внимания прессы и комментариев, видимо, потому, что движение не строится под какого-нибудь «столичного вождя». С моей точки зрения, это очень важно, поскольку впервые с конца 80-х годов новое общественное движение возникло спонтанно – по инициативе гражданских активистов многих регионов.
Немного предыстории. С конца сентября 2011 года в нашей стране начался рост гражданского движения. Первый толчок дала знаменитая «ротация» Путин-Медведев в Лужниках, которая вместо апатии и депрессии вызвала всплеск гражданского протеста. Сперва он проявился в потоке яростных комментариев, однако стремительно перешёл в абсолютно конструктивный режим – массовую запись в наблюдатели на выборах. Образовался принципиально новый слой активистов. Их личный опыт столкновения с широкомасштабными фальсификациями и произволом вызвал мощные выступления, увеличившие в десятки раз число людей, чувствующих себя частью протестного общественного движения.
После прошлого марта многие, считавшие главным для себя наблюдение над выборами, остыли, другие лишь ждут следующих. Но значительное число тех, кого «мобилизовала» декабрьская волна протеста, по-новому взглянули на окружающее и ужаснулись. Из обывателей, про которых иронично говорят «население», они стремительно превратились в «граждан». Их стала волновать масса тяжелейших не решаемых общественных проблем, циничный произвол, тотальный монополизм «партии власти». Тысячи активистов ринулись в проблемы ЖКХ, экологии, полицейского произвола, коррупции, управляемости судов. Объединяясь через интернет, обнадёживаясь первыми опытами своих успехов в конкретных делах – местные выборы, разоблачения махинаций чиновников, они постепенно пришли к выводу о необходимости познакомится лицом к лицу.
Так начался путь к созданию Общероссийского движения «Гражданская Федерация». Его цель – консолидация новых масс активистов, которые проявились в Москве и регионах, и хотят посвятить себя созданию системы контроля гражданского общества над властями и правозащитной деятельности.
На учредительную конференцию «Гражданской Федерации» приехало 110 представителей от правозащитных организаций и групп и гражданские активисты из 47 регионов России. Многим прилететь помешала непогода.
Конференция приняла пакет резолюций: о текущем положении в России и задачах гражданского общества; по «Болотному делу» и политзаключенным; по ситуации на Кавказе и об общественном контроле избирательных процедур.
В этих заявлениях особо подчеркивалась необходимость консолидации гражданских активистов. Конференция потребовала освобождения политзаключенных, отставки Бастрыкина и привлечения к ответственности силовиков, спровоцировавших столкновения с демонстрантами на Болотной площади 6 мая 2012 г. В резолюции по Кавказу было подчеркнуто, что единственным «противоядием» против распространения вооруженного экстремизма является возможность для демократической оппозиции легально участвовать в политическом процессе в регионе. Было подчеркнуто, коррупция и казнокрадство являются результатом сговора центральных властей и местных элит и не могут быть поставлены в вину населению региона. Конференция призвала обеспечить возможность для репатриации в Россию из объятой гражданской войной Сирии потомкам тех, кто покинул Кавказ в XIX века из-за этнических чисток при Александре II.
Новосозданное движение получило своё название «Гражданская Федерация», поскольку организационно оно строится как «горизонтальная» федерация региональных отделений и правозащитных и социальных организаций.
При формировании высшего органа - Совет Движения главным было обеспечение представительства от всех восьми федеральных округов.
Теперь о том, почему новое активистское движение, с моей точки зрения является в своей основе правозащитным.
Чем занимаются гражданские активисты? Как правило, это - наблюдение на выборах, защита окружающей среды, проблемы ЖКХ (а это одновременно защита гражданских и социальных прав), борьба с коррупцией, стремление к общественному контролю над властью в широком смысле. Фактически, все это в условиях современной России является самой настоящей правозащитной деятельностью.
Мы присутствуем при зарождении новой формы массового правозащитного движения. Это третий этап развития правозащитного движения в России.
Первый этап — десятки, сотни диссидентов в советский период.
Второй этап — сотни профессиональных правозащитных организаций и групп, появившихся в 90-е годы.
Теперь - третий этап — тысячи волонтеров правозащитников — гражданских активистов по всей стране, работающих параллельно с созданными ранее профессиональными правозащитными организациями.
Очевидно, такое массовое движение не может ограничиваться только помощью гражданам в конкретных случаях, мы обязаны решать основные проблемы, которые стоят перед нашей страной.
Положение России, её этнокультурное разнообразие позволяют естественным образом применять к ней термин «великая евразийская страна». Россия — страна, в которой уживаются на протяжении веков, хоть и не бесконфликтно, европейские ценности и европейский образ жизни, азиатские ценности и соответствующий образ жизни, а также ценности восточно-христианского, исламского, буддийского и других традиций.
Россия, будучи крупнейшим и наиболее экономически развитым государством на постсоветском пространстве, естественно влияет на все процессы, происходящие на этой территории. Более того, должна нести ответственность за судьбы миллионов соотечественников за своими рубежами.
Великие история и культура России, ее огромная территория, статус ядерной супердержавы не позволяют игнорировать все это обстоятельства при выработке идей, консолидирующих нацию.
Большинство населения России разделяет перечисленные выше аргументы и ценности.
Понимая все это, мы, активные представители гражданского общества, должны сделать все возможное и невозможное, чтобы сохранить Россию.
Кремль, формально провозглашая те же лозунги, очевидно, идет по ложному пути. Власть часто вспоминает великое прошлое страны, пытается укрепить СНГ, создает Таможенный союз. Однако во всех этих действиях доминирует силовой нажим, основную роль играют понятия экономической выгоды, происходит экономический шантаж. В результате Россия оказалась окруженной авторитарными режимами, благодарными Кремлю за поддержку своей репрессивной и антизападной позиции. К своим демократическим соседям Кремль проявляет откровенную враждебность. В результате стабильностью на постсоветском пространстве так и не пахнет.
Та же политика разделения и стравливания различных социальных групп, поиска внутренних врагов доминирует и во внутренней политике власти.
Нас убеждают, что только политика «сильной руки» может вывести из хаоса 90-х годов. Однако за последние 13 лет, прожитых под этой самой «сильной рукой», при колоссальных нефтяных доходах, проблемы не решены, а страна погрузилась в коррупцию и бесправие. Уже несколько лет доминирующей темой, как в аналитике, так и в публицистике, является угроза распада страны.
Россия неоднократно переживала тяжелейшие кризисы в своей тысячелетней истории. Вопреки сложившимся представлениям, в отечественной истории периоды, когда общество участвовало в формировании политики, были не менее значимы, чем сугубо авторитарные. Вспомним, как Россия выходила 400 лет назад из Смутного времени, а фактически, из первой гражданской войны в своей истории. Из этого кризиса Россия вышла не путем авторитарного управления, а с помощью Земского Собора, который не только избрал нового царя, но и 10 лет (1613-1623) работал бок о бок с ним.
Именно таким образом, при активном участии в управлении страной народного представительства, страна вышла из этой большой смуты. Навыки российского общества к самоорганизации имеют многовековую традицию. Структуры местного самоуправления в городах и земствах играли важнейшую роль во время реформ XIX века. И век назад из смуты Первой Русской революции 1905-06 г. страна выходила при достаточно эффективно работающей Думе.
Поэтому я убеждён, что преобразования России сейчас должны проходить путем мирной демократической эволюции, с опорой на самоорганизацию гражданского общества.
Миллионы людей в России устали от агрессии и злобы современных политических реалий, подтверждением этому является существование крупных волонтёрских объединений, решающих задачи большого масштаба. Вспомним тушение пожаров, помощь Крымску, поиск пропавших людей, и т.д.
Задача нашего нового движения — способствовать тому, чтобы широкие слои населения были привлечены к решению глобальных задач, стоящих перед нашей страной.
Как сделать так, чтобы к власти приходили люди, исповедующие ценности правды и справедливости?
Единственный путь — способствовать тому, чтобы на всех уровнях проводились конкурентные демократические выборы. И начинать надо с местного самоуправления.
Для этого мы должны создать как можно более широкое горизонтальное объединение правозащитников и гражданских активистов и брать под контроль максимальное количество местных и федеральных выборов, способствовать выдвижению правозащитников и гражданских активистов.
Главная цель — чтобы были созданы органы власти, обладающие безусловной моральной и правовой легитимностью.
Ближайшая задача в настоящий момент — остановить показательный политический процесс по событиям на Болотной площади 6 мая 2012 г.
Я полагаю, что Александр Бастрыкин получил карт-бланш от Кремля для проведения насквозь политизированного расследования со всеми грубейшими нарушениями закона и прав человека, поскольку параллельно создаётся видимость масштабных антикоррупционных расследований.
Мы должны добиться отставки Бастрыкина и освобождения всех политзаключенных и невинно осужденных.
В середине 90-х годов правозащитное движение развивалось под девизом "Право, справедливость, сострадание". Содержание этого девиза коренится в многовековой гуманистической традиции российской культуры. Мы убеждены, что этот девиз не утратил свою жизненность и сегодня. Но необходимо дополнить его и стремлением к великодушию, которое также неотрывно связано с отечественной культурой.
Только нравственная установка на великодушие, отрицающая среди прочего и проявления политической мстительности, способна обеспечить гражданский мир и эволюционное преобразование системы.
Фотография ЕЖ / Мария Олендская