Каспаров. 50
Есть расхожая точка зрения, что Гарри Каспаров — гениальный, великий шахматист. В действительности же не так много людей на планете Земля могут ответственно, с пониманием дела засвидетельствовать данный факт. Конечно, мы важно киваем головой и закатываем глаза, когда условные Карпов или Крамник убеждают нас в изысканности и красоте того или иного каспаровского хода, пытаются объяснить неординарность какого-то конкретного решения, точность и эффективность комбинации. И все равно подавляющее большинство судит о гениальности Гарри Каспарова исключительно по результатам — чемпионским титулам, выигранным матчам, турнирам. Другими словами, по регалиям и общественному признанию. То есть о процессе мы, слабо представляющее себе, как ходить конем, а как — слоном, никакого сколько-нибудь компетентного мнения составить не в состоянии. Я могу часами, как на Мону Лизу, смотреть на любую партию Каспарова, и все равно мне не улыбнется ни одна пешка с доски…
Я, собственно, к чему веду: когда я говорю, что вечно буду благодарен судьбе за то, что она подарила мне дружбу с Гарри Каспаровым, для меня очевидно, что шахматы здесь совершенно ни при чем. Я его шахматный талант никак оценить не могу! Я и видел-то, как он играет в шахматы, всего пару раз… Мне, кстати, понравилось — ходы делает быстро, уверенно.
Когда чемпион начинает заниматься каким-то новым делом, все сразу ждут от него результата. Дескать, раз, милый человек, ты преуспел на одном поприще, то изволь и тут сей же час выдать на-гора результат. Долго ждать мы не намерены! Сегодня целый легион унылых лузеров (продажных или просто тупых) конючат из всех углов: конечно, шахматист Каспаров выдающийся, а вот политик так себе… Какой-то он не такой — колючий, язвительный, собственную точку зрения защищает яростно, оппонента в споре не щадит. А еще не верит, что победа над режимом наступит, когда все запишутся в наблюдатели за выборами или рассядутся по партийным стульям. Да и к новым московским вождям креативного класса, родившегося в России в декабре 2011-го, у него отношение осторожно-ироничное. Что-то их профессиональное обаяние особого впечатления на него не произвело. А главное — свой скепсис он не пытается скрывать, как другие.
Тут еще нужно добавить, что Гарри Каспаров относительно богат, что безумно раздражает отдельно.
...Так вот я утверждаю, что практически вся идеологическая основа, на которой базируется актуальная повестка нынешней внесистемной оппозиции, разработана либо непосредственно Гарри Каспаровым, либо при его активном участии. Достаточно заглянуть в основные документы Объединенного гражданского фронта, которым скоро десять лет, чтобы обнаружить, что концепция внеидеологической оппозиции там уже прописана весьма детально. А именно эта, вроде бы простая и очевидная идея, что супостатов можно осилить только всем миром, сегодня позволяет существовать самым разным общественно-политическим форматам от Координационного совета до движения «Солидарность» и того же ОГФ. И митинги с маршами стали столь массовыми за последний год в том числе и потому, что на них бок о бок шли люди самых разных взглядов, под разными знаменами, но объединенные общей точкой зрения, что без демонтажа режима и строительства новой общественно-политической системы все равно не обойтись… То есть к огромной массе оппозиционных и гражданских активистов пришло понимание, что каких бы взглядов ты ни придерживался — левых, либеральных, националистических — все равно необходимо создавать реальные условия для проведения честных и свободных выборов. И неожиданно выяснилось, что несмотря на все мрачные предсказания о том, что националисты и левые сейчас задавят либералов числом и агрессией, получилось ровно наоборот — и те, и другие приняли либеральную повестку и теперь вместе с нами борются за честные выборы. И основная заслуга в этом принадлежит, конечно, Гарри Каспарову!
Только на создание единого оппозиционного фронта ушло почти десять лет…
Гарри, дорогой, я не стану говорить тебе, что такая важная юбилейная дата — рубеж, за которым… У нас с тобой иные точки отсчета и другие рубежи, к которым мы будем идти столько времени, сколько понадобится. Мы когда-то сами себе это придумали, и теперь уж не свернешь и не соскочишь… Возраст не имеет значения.
Я просто хочу сегодня, 13-й чемпион мира, пожелать тебе удачи, счастья и благополучия. И всей твоей многочисленной и столь любимой мною семье! А победы я желать тебе не буду. Победа и так придет. Никуда уже, зараза, не денется.
Фотографии ИТАР-ТАСС и "Ежедневный журнал"