Просчет спецслужб
Тот факт, что бостонскими террористами оказались братья Царнаевы (на фото), поставил американские спецслужбы перед двумя проблемами.
Во-первых, теперь ясно, что спецслужбы действительно прокололись, причем именно в том направлении, которое считалось приоритетным по крайней мере три последних года.
Как мы писали, еще в 2010 году спецслужбы США стали говорить об преобладании угрозы внутреннего терроризма над внешним. Речь шла прежде всего о людях, которые не имеют явных связей с террористическими организациями – не прошли обучения в афганских лагерях, не получали финансирования из-за рубежа, но инспирировались радикальными идеями через Интернет. В полном соответствии с этой теорией, спецслужбы стали вкладывать серьезные ресурсы в инструменты слежки в Интернете и социальных сетях.
К примеру, ФБР запустила программу по мониторингу соцсетей в 2012 году, которая должна собирать информацию из открытых источников, идентифицирующую угрозы, геолокацию, инциденты и т. д. Она похожа на программу ФБР FBI Social Media Application, заявки на создание ПО к которой размещались в начале 2012 года. Это приложение, как объясняло ФБР, должно мониторить всю открытую информацию в соцсетях по ключевым словам, таким как "бомба", "белый порох", "подозрительная сумка" и т. д. Анализировать собранную в социальных сетях информацию должны в Стратегическом информационном и оперативном центре ФБР.
Кроме ФБР, мониторингом соцсетей – Facebook, Twitter, Flickr, YouTube, LinkedIn и блогов, по меньшей мере, с 2010 года занимается Департамент внутренней безопасности. В прошлом году Департамент запустил новую программу по мониторингу соцсетей, которую аналитики оценили как более мощную, чем аналогичная программа ФБР. Поиск ведется по ключевым словам – их 380, каталогизированным по темам, среди которых фигурируют не только "террористические и внутренние угрозы", но и "погода" и "кибербезопасность". Ключевые слова по теме терроризма включают "джихад", "атака смерника", "заговор" и т.д. Эта мониторинговое приложение является частью обширной программы "Мониторинг доступных соцсетей" (Publicly Available Social Media Monitoring and Situational Awareness (Initiative).
Между тем, даже на первый взгляд аккаунт на Youtube.com Тамерлана Царнаева, старшего из братьев, должен был заинтересовать сотрудников американских спецслужб. Он создал страницу с песнями известного чеченского барда Тимура Муцураева, где выложил в том числе его песню "Жизнь свою джихаду посвятим". Многие произведения этого барда признаны экстремистскими российскими судами. Туда же Царнаев загрузил "Обращение к ополченцам" Амира Раббаникалы Абу Дуджана (амир Абу Дуджан является лидером одной из группировок боевиков в Дагестане, и отчеты об операциях его группы регулярно выкладываются на сайтах боевиков, включая "Кавказцентр"). Специально для англоязычных сотрудников спецслужб в профайле Царнаева есть подписка на каналы islamcenter3, And They say, It’s only Sunnah, клипы Sheikh Muhammad al Luhaidan и т.п. Несколько видео, размещенных Царнаевым, были удалены администрацией Google.
Cвой аккаунт на Youtube.com Тамерлан Царнаев завел летом прошлого года, и последний видеоклип появился там два месяца назад. То есть времени для проведения хотя бы начальной проверки у спецслужб было более чем достаточно. Хороший вопрос, по каким причинам дорогостоящие программы слежки в Сети, внедренные ФБР и Департаментом внутренней безопасности, не выполнили своей прямой задачи и не позволили сотрудникам спецслужб вычислить Царнаевых.
Возможно, американским спецслужбам придется еще и срочно пересматривать свою стратегию в области сотрудничества с российскими силовиками.
На протяжении многих лет эксперты в области борьбы с терроризмом считали, что американские граждане не являются целями для террористов на Северном Кавказе. Соответственно выстраивалась и стратегия американских спецслужб. Тесного сотрудничества между силовиками двух стран по большому счету никогда не было: в 2004 году с большой помпой был подписан меморандум о сотрудничестве между ФБР и ФСБ, но по большому счету все сотрудничество ограничилось одной совместной операцией, да и та оказалась провокацией — сначала неудачливому индийцу Хеманту Лакхани сотрудники ФСБ продали неисправную "Иглу", а потом агенты ФБР у Лакхани ее купили. Кроме того, в январе этого года российский МИД и вовсе объявил о прекращении действия российско-американского Соглашения о сотрудничестве в правоохранительной сфере.
Вероятно, теперь американцам придется срочно налаживать сотрудничество по вполне практическим соображениям: если США теперь входит в число целей для боевиков, это касается американских граждан как на территории Америки, так и за рубежом, а ведь надвигаются Олимпийские Игры в Сочи, на которые, предположительно, американцы должны приехать в большом количестве. Если не запретить американцам ехать в Сочи в принципе, спецслужбы США будут вынуждены идти на поклон на Лубянку.
Вряд ли это будет способствовать выработке принципиальной и жесткой позиции США по поводу соблюдения прав человека и политически мотивированных преследований в России. Как показывает недавняя история, когда речь заходит о совместной охоте на террористов, даже самые демократические государства склонны закрывать глаза на принципы, предпочитая не раздражать лишними вопросами союзников по борьбе. Даже если союзниками оказались режимы Мубарака или Каддафи.