КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеОсвободим президента от мусора

5 ИЮНЯ 2013 г. ИВАН СТАРИКОВ

ЕЖ/Олендская Мария


В начале апреля исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев обратился к президенту с просьбой дать поручение правительству РФ о закрытии 24 из 39 полигонов  твердых бытовых отходов (ТБО), расположенных на территории вверенной ему области. Оказывается, именно федеральные органы власти проводят лицензирование мусорных свалок. Впрочем, зачем в стране с федеративным устройством решать эти вопросы  в центре — вопрос отдельный.

Своей инициативой глава области серьезно подпалили себе мосты и не оставил пути к отступлению. Однако, во-первых, это было одно из его главных предвыборных обещаний, данных в программе «Наше Подмосковье: Приоритеты развития 2013-2015 гг.»; во-вторых, расползающиеся во все стороны, как тесто из кастрюли, мусорные свалки вызывают справедливое возмущение граждан, обнуляя в отдельных случаях рыночную стоимость их загородной недвижимости, и с этим надо что-то делать.

Вот несколько цифр.

Площадь Московской области составляет 0,27% от площади РФ, при этом на ней размещается 20% всех образующихся в стране отходов. В цифрах выглядит так: ежегодно на территорию Подмосковья прибывает около 10 млн тонн бытовых и промышленных отходов, а накоплено уже около 150 млн тонн. В настоящее время на территории области действует 39 полигонов общей площадью 700 га. До конца 2013 г. из них подлежат закрытию 24, в связи с тем, что их ресурс исчерпан.

Как говорится, есть от чего схватиться за голову. На состоявшемся в начале года расширенном заседании правительства главной причиной, не позволяющей обеспечить жизненно важный экономический рост страны в 5% ВВП, были признаны инфраструктурные ограничения. Так вот, проблема мусора, наряду с транспортной, является главным  ограничением, препятствующим развитию Подмосковья.

Конечно, на современном уровне решить эту застаревшую задачу можно только созданием высокотехнологичной индустрии переработки отходов и на территории области, и на территории соседних регионов. Такая программа готовится, но для этого нужны время и серьезные финансовые источники. А проблемы мусора нарастают ежедневно.

В ответ на обращение врио губернатора Воробьева президент дал поручение, в том числе провести ряд мероприятий для решения этого злободневного вопроса. 20 мая я принял участие в одном из них — выездном Всероссийском совещании по вопросу утилизации опасных промышленных и бытовых отходов. Очень представительное совещание с участием полпреда президента ЦФО Александра Беглова, главы Подмосковья Андрея Воробьева, руководителя Росприроднадзора Владимира Кириллова и целого ряда чиновников и генералов.

Наблюдая за ходом 2-часовой дискуссии, я невольно вспомнил директора моего совхоза, у которого я начинал работу главным агрономом 30 лет назад. У него, под портретом Ленина, висел незатейливый лозунг: «Тот, кто хочет сделать дело — ищет способы. Кто ничего не хочет — ищет причины». Весь ход дискуссии этого высокого форума можно было обозначить этой короткой формулой.

 Губернатор энергично напирал на чиновников, предлагая им способы и варианты решения мусорной темы. Служивые люди предпочитали придумывать разные причины, почему эта задача для них нерешаема. В конце концов обычно сдержанный и даже хладнокровный Андрей Юрьевич взорвался: «Это вам что, полет на Марс? Давайте пошагово разберем проблему», — раздраженно воскликнул он, обращаясь и к главному полицейскому области генералу Головкину, и к руководителю Росприроднадзора Кириллову,  и к другим участникам совещания.

Абсолютно согласен с  губернатором. Давайте попробуем последовательно поразмышлять на эту тему.

Как экономический фундаменталист хочу сказать, что решить ее можно, переведя в плоскость личных интересов людей. Это я опять об «эгоизме» граждан. Глубинные, нутряные интересы, которые предстоит направить в государственное русло.

Начну с промышленных отходов — это около 6 млн тонн в год. В основном  в это число входит выработка земли  при строительстве метро и зданий. Их необходимо где-то складировать, но, как правило, они экологически  не опасны.

 Но среди них есть и другие. Например, только старых шин в Московском регионе утилизируется около 150 тыс. т в год. Вместе с тем, заметьте, совокупные производственные мощности по переработке и утилизации шин, без учета вводимых, могут перерабатывать уже 190 тыс. т в год. А теперь посмотрите отчет Департамента природопользования и окружающей среды г. Москвы и Министерства экологии Московской области. Вы увидите, что ежегодный объем переработки шин в Московском регионе не превышает 20 тыс. т в год. Непереработанные шины (а это, между прочим, небиоразлагаемые отходы) поступают на полигоны ТБО или просто валяются на обочинах дорог и в кюветах?

Не хочу быть плохим пророком, но в связи с ограничением движения грузового транспорта по МКАД в дневное время и отсутствием мест отстоя количество брошенных колес в пределах ближнего Подмосковья будет расти, вот увидите.

В странах, где учтены экономические интересы граждан, эта проблема легко решена: Португалия и  Япония — 100-процентный сбор утилизированных шин, Италия — 97%.

Для того чтобы частный капитал проявил интерес, необходимо обеспечить гарантированный государственный заказ на резиновую крошку, или модификатор — главный продукт переработки отходивших свое колес. При добавлении модификатора в асфальтобетон резко улучшается качество дорожного покрытия и сокращается расход асфальтобетонной смеси на 10-15 процентов. Мы  знаем, что в рыночной экономике продать тяжелее, чем произвести. Если государство поможет частному капиталу со сбытом, а объем дорожного строительства в Московском регионе позволяет, то с уверенностью можно сказать, что все продукты переработки шин будут востребованы.

Тогда, уверяю вас, без предпринимательского внимания не останется ни один шиномонтаж, ни одна транспортно-логистическая компания, да и ни одна обочина.

Лично видел в Люберецком районе построенный за частные деньги комбинат экологического обслуживания, впечатлился. Его владелец, Владимир Аленцин, ждет от государства внятной позиции.

Уверен, иного подхода требует и сбор, и переработка бытовых отходов.

Конечно, граждан надо начинать призывать к раздельной сдаче мусора, начиная с детских садов, использовать интернет и соцрекламу. Безусловно, на это уйдет время. А сейчас можно поддержать опыт Наума Векслера, который на полигоне в Торбеево установил недорогую мусоросортировальную машину и занялся рециклингом. При умном подходе весьма доходный бизнес.

Предложение Андрея Воробьева быстро сделать несколько таких линий на уже действующих мусорных полигонах вблизи МКАД вполне оправданно. Это позволит не только использовать ценнейшее вторсырье (алюминий, стекло, пластик, картон, бумагу), но и серьезно оптимизировать транспортную логистику при вывозке мусора.

В Москве на кадастровом учете стоит около 40 тыс. жилых домов.  Львиная доля вывозимого на свалки  бытового мусора из столицы — около 2 млн т в год. При этом организовать раздельный сбор мусора в домах, оборудованных мусоропроводами, очень трудно. А если и возможно, то только в районе мусорной камеры.

Убежден в том, что найдутся люди, которые готовы выполнять эту неблагодарную, но очень нужную работу. А простой пресс, поставленный там же, позволит формировать небольшие партии рециклинга и существенно уменьшить количество вывозимого на полигоны мусора. Возражения одного из чиновников Росприроднадзора, присутствовавшего на совещании, о недопустимости ручной разборки мусора, не приемлю. Во всяком случае, для бомжей он не является препятствием.

Необходимо решать вопросы экономических стимулов, нормативов, регламентов по спецодежде, требования к ограждению территории и т.д. Для этого нужно делегировать серьезные полномочия,  вместе с финансовыми мандатами, 1,5 тыс. недавно избранных муниципальных депутатов, каждый из которых представляет интересы в среднем 15 тыс.  москвичей. Здесь точно не должно быть шаблонных подходов. Нужна тонкая настройка, и в каждом случае свой рецепт.

В этой же логике, думаю, нужно действовать и в области.

Например.  Ряд уважаемых глав районов: Дмитровского – Валерий Гаврилов, Наро-Фоминского – Александр Баранов, Люберецкого – Владимир Ружицкий, —совершенно справедливо поставили вопрос о возврате права лицензирования вывоза мусора на муниципальный уровень.

Совершенно с ними согласен. Сегодня любой имеющий автотранспорт может приехать, загрузить мусор, положить в карман несколько тысяч и довезти его до ближайшего леса. И за это невозможно лишить его водительских прав. Если поймают — небольшой административный штраф.

Так что отмена лицензирования в этой сфере была не  либерализацией и не борьбой с коррупцией, а просто глупостью.

Формат статьи не позволяет обсудить тему вывоза мусора из коттеджных  поселков и дачных товариществ. Сегодня только половина имеет договора на вывоз мусора. А остальные, остальные отравляют жизнь другим. Привычная картина — заваленные мусорными пакетами остановки общественного транспорта и обочины дорог, соединяющих СНТ и коттеджи с «большой землей».

Пришло время передавать серьезные полномочия на уровень субъектов РФ, муниципалитетов, отраслевых союзов, саморегулируемых организаций.

Но началу работы по раздельному сбору мусора должна предшествовать  мощная  разъяснительная кампания.  Людям предстоит принять осознанное решение: с завтрашнего дня мы начинаем собирать и сдавать мусор по-человечески. Думаю, что вопрос о раздельном сборе мусора должен стать вопросом местных референдумов в Подмосковье и вопросом референдума города Москвы. Мы  к проведению таких референдумов готовы в гораздо большей степени, чем остальные регионы, и проблема здесь перезрела: практически в каждом муниципальном образовании есть экологические инициативные группы, которые в той или иной форме уже пытаются решать этот вопрос.  

Сохранение вертикали в неизменном виде, в той же мусорной теме, становится невыносимым и для власти, и для граждан.  И если бы губернатор Воробьев обладал соответствующими полномочиями, то, выстраивая административные и экономические модели, смог бы сбалансировать интересы различных слоев и групп. Часть из этих полномочий передавать вниз. И тогда действительно удалось бы привлечь частные инвестиции и построить современные мусороперерабатывающие заводы.

Попутно освободив президента от мусора, в прямом и переносном смысле.

      

 

Автор - Председатель комиссии по экономике, ивестиционному развитию, энергетике,

 транспорту, дорожному хозяйству и жилищной политике Общественной палаты Московской области

 

 

   

 

 

 

 

Версия для печати