КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахВоздушно-космическая шарада

В чем, в чем, а в последовательности российским начальникам не откажешь. На организованной военным ведомством международной конференции руководители Минобороны наперебой пугали зарубежных партнеров заранее разработанными мерами «военно-технического характера», которые должны стать, мол, ответом на американскую систему противоракетной обороны. И ощутили, видимо, необходимость продемонстрировать хоть что-то, подтверждающее эти угрозы. Не успела конференция завершиться, как министр обороны поднял по тревоге недавно сформированные Войска воздушно-космической обороны (ВКО), части дальней и военно-транспортной авиации. А также соединения ВВС и ПВО Западного стратегического командования. Уже сейчас боевые расчеты четырех полков ВКО переброшены на полигон Ашулук в Астраханской области, где они должны отразить многочисленные атаки авиации и крылатых ракет, которые будут имитировать самолеты Западного стратегического командования. По-видимому, сценарий учений предполагает ограниченный ядерный конфликт – в ответ на налет «потенциального противника» российская стратегическая авиация нанесет демонстрационный удар по малонаселенным районам территории врага. Можно не сомневаться: в ближайшие дни нам расскажут, как призванные несколько месяцев назад солдаты-срочники блестяще поразили все мишени, а сама внезапная тревога замечательным образом подтвердила необходимость создания войск ВКО.

На самом деле даже сценарий внезапной проверки демонстрирует проблемы нового рода войск. В учениях задействованы исключительно части ПВО, а соединения космической обороны, похоже, никакого участия не принимают. Чем подтверждают сомнения скептиков, обращавших внимание на принципиально разные задачи ПРО и ПВО. И на то, что их объединение было результатом сугубо бюрократического конфликта. Ведь эти войска фактически обеспечивают работу системы раннего предупреждения о ракетном нападении, которая включает в себя десяток радиолокационных станций и спутниковую группировку. Главная задача войск ПРО – как можно раньше обнаружить массовый пуск ракет противника в направлении России и проинформировать президента о ядерной атаке, чтобы он принял решение об ответном ударе. В войска космической обороны входят также соединения ПРО Москвы. Их задача – уничтожение вражеских боеголовок при подлете к столице. Перехват должен осуществляться с помощью ядерных взрывов в космическом пространстве. Трудно прогнозировать, к каким последствиям может привести серия ядерных взрывов в космическом пространстве над центральным районом России. Единственная цель российской ПРО – вовсе не защита столицы, а защита начальников. Она даст дополнительное время для того, чтобы военно-политическое руководство страны успело переместиться на защищенные командные пункты.

Согласитесь, отрепетировать все это и сохранить внезапность проверки довольно сложно. Ведь если СПРН успела поймать пуск вражеских ракет, необходимо «обозначить» ответный удар. Но обо всех ракетных пусках Москва должна заранее информировать Вашингтон. Если подверстать учения к уже запланированным пускам, исчезнет даже намек на внезапность проверки. И уж совсем невозможно представить себе запуски в районе Москвы противоракет системы ПРО. На мой взгляд, все это подтверждает сомнения относительно того, что ПРО и ПВО (в их российском варианте) в принципе могут быть совместимы. Более того, внезапные учения убедительно продемонстрировали истинную цену хвастливым заявлениям руководителей Минобороны о том, что Россия при любых условиях перехватит любую ракету, которая будет лететь через территорию нашей страны. По их словам это, мол, объясняет, почему ни США, ни их европейские союзники не должны создавать свою систему ПРО. А если создают, то не для защиты от иранских или северокорейских ракет, а исключительно для того, чтобы нарушить стратегический баланс с Россией.

Казалось бы, самое время продемонстрировать способность перехватывать любые ракеты над российской территорией. Но, похоже, российские начальники решили от греха подальше не проверять эту способность. Дело в том, что кроме ядерных ракет московской ПРО у России просто нет других средств перехвата. Говорят, что способностью уничтожать баллистические цели обладают новые комплексы ПВО С-400. Однако за шесть лет на боевое дежурство было поставлено всего три полка. Если иметь в виду, что максимальная дальность С-400 – 400 километров, этого, мягко говоря, маловато для защиты всей территории необъятной страны.

И самое любопытное: в ситуации, когда Вооруженные силы оттачивают способность отражать «воздушно-космическую угрозу» (ее могут представлять сегодня лишь США и марсиане), все понимают, что через год наша страна столкнется с реальной военной опасностью, надвигающейся из Афганистана. Вот на днях Владимир Путин пытался (похоже, без особого успеха) подвигнуть среднеазиатских союзников на активную подготовку к противостоянию надвигающейся угрозе. Разумеется, делать это было бы сподручнее, сотрудничая с США. Но Москва тратит силы и средства, готовясь отражать воздушно-космическую атаку…

Фотография ИТАР-ТАСС

Версия для печати