КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеИтоги недели. Лучше без иллюзий

31 МАЯ 2013 г. МАКСИМ БЛАНТ

ИТАР-ТАСС


Сергей Гуриев в Париже и возвращаться пока не собирается. Один из самых, если не самый блестящий российский ученый-экономист, по оценке Евгения Ясина, под чьим руководством Российская экономическая школа (РЭШ) превратилась в один из лучших, если не лучший экономический ВУЗ страны, написал в Сбербанк официальное письмо, где просит исключить его из списка кандидатов в наблюдательный совет крупнейшего российского банка. По неофициальной информации, Гуриев покинет совет директоров не только в Сбербанке, но и в «Российской венчурной компании», «Альфа-страховании» и компании «Э.ОН Россия». Едва ли ему позволят остаться ректором РЭШ и, очевидно, исключат из списков Открытого правительства, вычеркнут из первой сотни президентского Кадрового резерва. Сергей Гуриев не будет модерировать одну из основных дискуссий Петербургского экономического форума и вообще не приедет на форум, что подтвердил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Случай беспрецедентный: в Россию отказывается возвращаться не очередной «беглый олигарх» или проворовавшийся чиновник, попавший под громкую антикоррупционную кампанию, а ученый с мировым именем и безупречной репутацией. Бывший преподаватель Принстона Гуриев может претендовать на кафедру в любом из лучших мировых университетов, останется членом Научного совета бельгийского исследовательского института BRUEGEL, Консультативного комитета Института международной экономики имени Петерсона, научным сотрудником лондонского Центра по исследованиям в области экономической политики CEPR.

Около месяца назад Гуриева вызвали на допрос в Следственный комитет, где эту информацию подтвердили, заявив, что допрашивали ректора РЭШ по … «делу ЮКОСа». Поводом стало участие в экспертизе по второму делу Лебедева-Ходорковского, проводившейся в конце 2011 года по поручению Совета по правам человека при тогдашнем президенте Медведевым. Эксперты единодушно назвали обвинительный приговор фигурантам дела «ошибкой». Начиная с осени прошлого года, у четырех из шести экспертов, подписавших то заключение, прошли обыски, всех их вызывали на допрос. В том, что следственные органы готовят очередной процесс, главная цель которого оставить Ходорковского с Лебедевым за решеткой и после окончания присужденных им сроков, практически нет никаких сомнений. Еще один повод для преследования Гуриева – его поддержка организованного Алексеем Навальным Фонда борьбы с коррупцией.

В одном из комментариев в сети Facebook Гуриев написал, что в Париже лучше, чем в Краснокаменске. Позже комментарий был удален, но прочитать и процитировать его успели многие. Выбор, безусловно, правильный. И для самого Гуриева, и для экономической науки.

Если во всей этой истории что-то и вызывает удивление, то это беспросветная глупость российских властей. Гуриев никогда не был в рядах непримиримой оппозиции. Скорее напротив, относился к той части либерального сообщества, которая совершенно искренне пытается использовать любую возможность, чтобы улучшить и сделать более цивилизованной государственную машину и экономическую систему в стране. Максимум, что Гуриев себе позволял – объективность оценок и аргументированность суждений, благодаря которым он пользуется авторитетом, которого нет ни у большинства «непримиримых», ни уж тем более ни у кого из штатных правительственных экономистов и экспертов. По сути, наличие в стране людей, подобных Гуриеву (а их можно пересчитать по пальцам одной руки), было последним аргументом для тех, кто наивно верит в разговоры о том, что «свобода лучше несвободы», рассуждения о приверженности идеалам демократии, об улучшении делового климата, модернизации государства и экономики в России.

Гуриев был одним из немногих человеческих лиц, которые Россия могла предъявить миру на всевозможных мировых экономических форумах и конференциях. Теперь, благодаря Следственному комитету, режим лишился этого лица. Реакция инвесторов, кстати, последовала незамедлительно: новость о том, что Гуриев пока не собирается возвращаться из Парижа, сопровождалась падением рубля и обвалом российского фондового рынка.

Все это, может статься, не так уж и плохо. По крайней мере, рассеются остатки иллюзий у тех, у кого они еще оставались. Прекратятся окончательно все возникшие было разговоры о самоочищении власти и версии «Путин 2.0». Теперь даже самым прекраснодушным людям станет, наконец, очевидно, что пауки в банке так навсегда и останутся пауками в банке, а мелкая злобная мстительная вошь никогда не превратится в мудрого великодушного слона. Что же до Гуриева, то остается лишь надеяться, что его вынужденная эмиграция не продлится слишком долго.

Версия для печати