КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеКостин и грабли

6 ИЮНЯ 2013 г. МАКСИМ БЛАНТ

ИТАР-ТАСС


Голубая мечта главы ВТБ Андрея Костина хоть в чем-то превзойти Сбербанк, похоже, осуществилась. По данным компании Frank Research Group, на 1 мая этого года портфель автокредитов «ВТБ 24», розничного банка группы ВТБ, составил 105,3 миллиарда рублей, что на 1,2 миллиарда больше, чем у Сбербанка. Темпы прироста портфелей позволяют сделать вывод о том, что «ВТБ 24», вырвавшись вперед, продолжит увеличивать отрыв. По оценке вице-президента «ВТБ 24» Алексея Токарева, в последние год-два автокредитование в розничной «дочке» ВТБ растет примерно в полтора раза быстрее, чем в среднем по рынку.

Тот же Токарев отмечает, что нынешнее лидерство в этом сегменте – продукт целенаправленной борьбы за долю на рынке, которая включает в себя не только более гибкую процентную «вилку» с более низким, чем у Сбербанка минимальным процентом, который приходится платить заемщику, но и менее жесткие требования к клиентам. Так, по оценке вице-президента «ВТБ 24», уровень одобрения заявок «процентов на 10 выше, чем у конкурентов». Иными словами, тем, кому отказали в Сбербанке или где-то еще, прямая дорога в ВТБ, который отвоевывает себе место под солнцем.

За второй по величине госбанк, который, не щадя сил, борется с монополией первого по величине госбанка, можно было бы только порадоваться. Если бы не опубликованные практически одновременно с исследованием Frank Research Group данные коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн», согласно которым в первом квартале этого года объем переданных коллекторским агентствам автокредитов вырос по сравнению с первым кварталом прошлого года более чем на 70%.

Эта весьма впечатляющая цифра заставляет несколько иначе взглянуть на рынок автокредитования в России. Даже если принять во внимание предлагаемое экспертами объяснение такого впечатляющего роста переданных коллекторам автокредитов тем, что банки начали избавляться от просрочки на более ранних стадиях, данные все равно свидетельствуют об очевидном снижении дисциплины заемщиков. Все большее число счастливых обладателей купленных в кредит автомобилей перестает обслуживать взятые кредиты. Бурный рост кредитной задолженности российского населения и параллельный опережающий рост просроченной задолженности давно является предметом беспокойства аналитиков. Однако в сегменте автокредитования ситуация с просрочкой хуже, чем в среднем по рознице.

Связана ли как-то агрессивная экспансия «ВТБ 24» на рынке автокредитов с вызывающими тревогу тенденциями на этом рынке, вопрос риторический. Едва ли «творческий подход» к оценке рисков при выдаче автокредитов крупнейшего игрока на этом рынке не повлиял на дисциплину заемщиков. При этом стоит отметить, что адекватная оценка рисков никогда не была сильным местом банковской группы, которую возглавляет Андрей Костин. Ни во время агрессивной экспансии на внешние рынки в конце 2007-начале 2008 года, ни во время не менее агрессивной игры против рубля в начале 2009 года, ни во время покупки Банка Москвы. Раз за разом жадность или стремление Костина догнать главного конкурента пересиливали осторожность, и всякий раз государству приходилось вытаскивать ВТБ из лужи, в которую тот с размаху шлепался на горе своим миноритарным акционерам.

Полагать, что на этот раз все закончится как-то иначе и государству не придется покрывать очередную «дыру» в «системообразующем» ВТБ, а Костин не найдет объяснения потерям возглавляемого им банка, нет никаких оснований. Разве что расстановка сил в противоборствующих властных кланах поменяется, и нынешнего главу второго по величине госбанка назначат очередной жертвой громкого антикоррупционного скандала.

Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев

Версия для печати