Без права быть «другим»
«Агрессивные гомофобные заявления и действия против инаколюбящих, которых назначили ответственными за все мировые проблемы, вплоть до снижения рождаемости, несовместимы с представлениями современной науки, нормами морали, Конституцией и международным правом. Эта демагогическая компания, направленная на разжигание ксенофобии и изоляцию России от Запада, уже сделала нашу страну посмешищем в глазах цивилизованного мира. Люди, требующие ее прекращения, защищают не только свои собственные гражданские права и человеческое достоинство, но и национальную репутацию России».
С этими словами еще в 2007 году российский социолог и сексолог Игорь Кон выступил в поддержку ЛГБТ-сообщества, после того как в Рязанской области в 2006 году приняли статью 3.13. о «публичных действиях, направленные на пропаганду гомосексуализма (мужеложства и лесбиянства) среди несовершеннолетних» в дополнение к местному закону об административных правонарушениях. Вчера аналогичный, но «усовершенствованный» закон приняли на федеральном уровне.
За пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей для граждан устанавливается штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 800 тысяч до одного миллиона рублей.
За пропаганду с применением СМИ или интернета штрафы будут больше: для граждан они составит от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей. Для юридических лиц — один миллион рублей либо приостановление деятельности до 90 суток.
Право на автономию личности сознательно подавлялось государством на протяжении десятилетий. Результатом этой политики стала тотальная неспособность россиян понять "другого", поставить себя на его место, вообще признать право человека быть «другим», признав тем самым значимость его субъективной индивидуальности. В ситуации слабого, фрустрированного «я» людям необходима инстанция, задающая образец поведения. В советские времена это было государство, в последние годы, в связи с усиливающимся влиянием церкви, такой «инстанцией» становится она, а Россия постепенно возвращается к традиционным предписаниям и установкам. Подавляющее большинство респондентов относит себя к «православным» и считает это определяющей характеристикой для «истинного россиянина», слабо понимая, что такое вера в религиозном смысле. В очередной раз это отнюдь не продуманная мировоззренческая позиция, а удобная поза, стремление быть «как все». Гомосексуальность в этой ситуации является концентрированным, маргинализированным выражением инаковости. Признание себя гомосексуалистом означает риск быть выброшенным на «обочину», исключенным из общества, согласие надеть на себя этот ярлык вызывает непонимание, непринятие и раздражение.
Согласно опросам Левада-Центра, с 2005 года доля тех, кто считает гомосексуализм распущенностью, выросла на 7%, а число считающих его сексуальной ориентацией, имеющей равное с обычной право на существование, снизилось на 8%. Процент таких людей в Москве практически в 3 раза выше, чем в среднем по стране. Среди жителей столицы также существенно выше доля тех, кто считает, что гомосексуалов надо оставить в покое и обеспечить им возможность «жить в соответствии с их складом и убеждениями». Более толерантны по отношению к представителям секс-меньшинств молодые респонденты и респонденты с высшим образованием. Большинство — 45% опрошенных — считает, что гомосексуалами становятся в результате совращения или собственной распущенности, причем среди 18-24-летних таких 35%, а в подгруппе от 55 лет и старше — уже 52%. Ни размер населенного пункта, ни уровень образования существенного влияния на эту дифференциацию не оказывают. Среди тех, кто считает, что гомосексуалы являются такими от природы (21%), 39% выступают за то, чтобы их лечить (хочу отметить, что речь не идет о принудительном лечении), 46% предлагают оставить в покое, а среди считающих гомосексуализм результатом совращения 20% предлагают преследовать представителей ЛГБТ-сообщества по закону, 42% лечить, 24% оставить в покое.
Понятие любви, стоящей за гомосексуальностью, как и за любой другой сексуальностью, слабо артикулировано — большинство видит в таких отношениях только секс, но не чувства, близость и открытость. Утрированный страх по отношению к секс-меньшинствам является следствием неспособности поставить себя на место другого, защитной реакцией на собственную неспособность понять, любить — вообще видеть «другого».
Если говорить о правах, то процент согласных с тем, что геи и лесбиянки должны пользоваться теми же правами, что и другие граждане, упал за последние годы на 12 пунктов (с 51% до 39%). В России очень низкий уровень правового сознания, в ответах на вопрос о том, какие из прав человека наиболее важны, на первое место вылезают социальные права (гарантированная работа, выплата социальных пособий, обеспечение прожиточного минимума и т.д.). Гражданские права, такие как, например, свобода слова и самовыражения, остаются на периферии как нечто абстрактное и не имеющее отношения к повседневной жизни. Гражданские права воспринимаются не как права, а как ценности отдельных групп, борьба за них требует другого типа личности, свободной и независимой. Общественная дискуссия относительно природы гомосексуализма, проблемы гомофобии и публичные «каминг-ауты» очень важны, они показывают, что это реальные такие же люди. Ограничивать права и свободы реальных людей сложнее, чем мифического меньшинства, которое никто никогда толком не видел. По данным наших опросов, только 7-8% имеют среди знакомых гомосексуалов. Статистически это очень маленькая группа, ввиду чего мы не можем полноценно ее анализировать, однако тенденция по большинству вопросов прослеживается: знакомство, личное общение положительно влияет на отношение к гомосексуалам, люди, лично знакомые, в целом более толерантно и спокойно относятся к ЛГБТ-сообществу. Запрет на обсуждение этой темы только способствует усилению непонимания и агрессии. Если верить гомофобам, в Иране, с его почти тысячелетней историей гомосексуального эротизма в культуре, давно должны были перевестись гетеросексуалы. Однако мы видим, что это не так.
В России гомофобные настроения растут под влиянием государственной кампании в подконтрольных СМИ, особенно по телевидению, которое является основным источником информации для большинства россиян. В ситуации нарастающего напряжения в обществе новый гомофобный закон, как и закон об иностранных агентах, — варианты поиска врага, с целью найти козла отпущения и канализировать недовольство. Государство потакает насилию, и мы уже пожинаем плоды, как, например, в случае убийства в Волгограде, где обвиняемые аргументировали свой поступок «борьбой за нравственность».
Принятый вчера Госдумой в двух чтениях закон противоречит принципам международного права и Конституции и является популистским ходом, ведущим к расколу общества. Одних науськивают, а других принуждают смириться с варварством, отбрасывая страну как минимум на 20 лет назад, когда в России был отменен закон об уголовном преследовании за мужеложство.
Автор — социолог Левада-Центра
Фото ИТАР-ТАСС