Город Москва не существует. Стало быть, и выборов в нем — тоже
В Москве объявлены выборы мэра. Победит, разумеется, Собянин — ясен пень, если-не-он-то-кто, нагонят бюджетников, правильно посчитают. Да и, в общем-то, 95% горожан на это наплевать, потому что не их деньги этот мэр тратит и какая вообще разница…
Половина нашей оппозиции сразу принялась ныть, что так нельзя, что это шулерство, вот если бы был равный доступ к СМИ, вот если бы не лето…
Это, конечно, шулерство. Но когда я пытаюсь понять, почему это шулерство, я вдруг обнаруживаю, что речь идет о куда более фундаментальных вещах, чем СМИ, бюджетники, люмпенизация населения и даже мой любимый тезис о том, что голосовать должен только налогоплательщик.
О каких? Начну с собственного примера.
Я не чувствую себя жителем города Москва. Мне все равно, что происходит в Тушино, Люберцах или Теплом Стане — так же, как жителю Тушино в 98% случаев все равно, что происходит на Ленинском проспекте.
Я живу за городом, в каком-то административно безумном месте, которое ни богу в душу, ни черту кочерга. Кусок принадлежит Москве, кусок — Ленинскому району Московской области, за газ надо ездить платить в Одинцово, еще там есть какое-то Внуково… Безумие. Разорванное административное и бытовое пространство.
Но я могу сказать, чего я хочу.
Я хочу, чтобы эта территория, которая ни имеет никакого отношения ни к Видному, ни к Одинцову, ни к Внукову, получила свое административное оформление. Например, город Сколково. Неважно, в составе Большой Москвы или в составе области.
И в этом городе были бы выборы. Я даже знаю, за кого я бы голосовала. Я бы голосовала за Романа Абрамовича (если бы он, конечно, выставился в мэры). Я вам объясню, почему. Потому что Роман Абрамович взял в аренду два гигантских куска леса, у Сколкова и под Мещерским, и сам, за свои деньги, делает там потрясающий парк. Там, где было болото, теперь катаются велосипедисты и ходят мамы с колясками.
Мне, конечно, скажут: Иванишвили с его обещаниями Латыниной не нравится, а Абрамович с парком нравится. Отвечаю: к мэру предъявляются другие требования, нежели к главе государства. Именно поэтому социалисты так часто становятся хорошими мэрами. Жертвовать свои деньги ближайшему комьюнити — нормально. Так, собственно, функционировали города и в Греции, и в Римской империи. (Кроме этого, этот парк Абрамович делал без каких-либо видов на политику.)
Еще я хочу, чтобы бюджет данного города (муниципии, полиса) Сколково приходил не в виде трансфертов, а собирался исключительно в виде налогов с тех, кто в нем живет. (Конечно, если какой-нибудь Абрамович хочет еще чего-нибудь даром построить, то это приветствуется.)
Я хочу, чтобы на выборах мэра жители города Сколково решали не политические, а сугубо практические вопросы. Какая будет дорога до Москвы? Построят ли удобный переезд через Киевскую железную дорогу? Где будет школа? Как возить туда детей? Где будет больница? И да, товарищ мэр, почему на уборку двора в бюджете городка выделяют по 500 долларов, а работает таджик за 3 копейки? У меня вот племянница-студентка готова шесть дворов убирать, по соседству-то, и троюродная бабушка — три.
Вот тогда эти выборы будут работать. А так, извините, этих выборов нет, потому что нет города Москва.
Вы понимаете, к чему я? Москву не надо укрупнять — ее надо дробить. В Москве, чтобы к горожанину вернулось чувство гражданина, надо выделить десяток, а то и два муниципиев со своими выборами и своими мэрами.
Пусть будет мэр Малой Москвы, в пределах, допустим, Садового кольца. Этот мэр будет обслуживать интересы своих избирателей. Тогда он перестанет сносить в центре города исторические особняки и заменять их точечной застройкой. И введет драконовские цены за парковку для всех, кто не является его избирателями. И в центре Москвы станет возможно ездить, жить и двигаться.
Пусть будет другой мэр, допустим, Юго-Запада. Тогда этот мэр точно остановит проект реконструкции Ленинского проспекта, который получил отрицательные заключения всех значимых экспертов, но обещает высокий коррупционный доход подрядчику. Потому что жители Ленинского тоже в ужасе от этой реконструкции, и они мэра иначе прокатят.
Пусть будет третий мэр, допустим, Ново-Переделкино. И этот мэр объявит, что все доходы и силы муниципия будут брошены на строительство метро. В Ново-Переделкине есть участок Боровского шоссе, по которому машины едут задом (!), да-да, задом, из-за хитрой пробки, а чтобы они не ехали задом, избегая пробки, надо проложить 100 м. дороги по пустырю — и мэр их проложит.
Итак, из Центра, Юго-Запада, Тушина, Братеева, Теплого Стана и пр. мы соберем Большую Москву. Москву, в которой каждый житель данного района почувствует себя горожанином и гражданином. Потому что сейчас город Москва — фикция. Не будет мэр Собянин обещать построить на Боровском шоссе 100 м. дороги, чтобы машины не ехали задом. Нет смысла. Процент избирателей, для которых это важно, для мэра Собянина ничтожен.
До тех пор, пока это не сделано, выборы мэра Москвы не имеют никакого смысла. Потому что город Москва — не существует. Стало быть, и выборов не может быть в том, чего нет.
Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников