Скандал вокруг прослушки: чем ФСБ отличается от АНБ
Когда Владимир Путин, комментируя в эфире Russia Today скандал с АНБ, сказал: «Если это делается в рамках закона, которым регламентируются правила поведения спецслужб, это нормально», он явно лукавил. Президент Путин забыл упомянуть, что процедуры прослушки, предусмотренные российским и американским законами, сильно отличаются друг от друга.
В США правоохранительный орган получает судебный ордер и пересылает его оператору, который перехватывает информацию и отправляет ее спецслужбе. В России офицер ФСБ тоже обязан получить ордер на прослушку, только он не должен его показывать никому, кроме своего начальства.
Операторы и провайдеры обязаны заплатить за установку систем прослушки, но не имеют права знать, чьи переговоры или почту перехватывает спецслужба. Поэтому технически система устроена так: в распоряжении ФСБ есть пункты управления, которые соединены по кабелю с серверами оператора. Чтобы поставить кого-то на прослушку, сотруднику спецслужбы достаточно ввести команду на пункте управления, который находится в здании местного управления ФСБ. Эта практика копируется по всей стране: в каждом областном центре местное УФСБ соединяется кабелями со всеми региональными операторами.
Эта система, известная как СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий), на самом деле является пережитком тоталитарного прошлого СССР: она была разработана еще в середине 1980-х в одном из Научно-исследовательских институтов КГБ. При появлении новых телекоммуникационных технологий технические требования к СОРМ просто дорабатывались. Сегодня СОРМ-1 отвечает за прослушку телефонных линий, включая мобильную связь, СОРМ-2 перехватывает интернет-трафик, а СОРМ-3 должен обеспечивать сбор информации со всех видов связи, ее долгосрочное хранение и доступ ко всем данным об абонентах.
Однако общий принцип, придуманный еще в СССР, не менялся, и в результате российский подход к слежке получился более тоталитарным, чем западный: чтобы добавить новые номера телефонов в СОРМ, ФСБ не нужно, как в США, заново проходить процедуру с пересылкой нового ордера оператору — надо лишь добавить требуемые данные на пункте управления у себя в офисе.
При этом стоит учитывать, что, как и американская, российская система прослушки переживает сейчас этап лавинообразного роста: согласно данным, которые мы получили в Судебном департамента Верховного суда России, за шесть лет перехват телефонных переговоров и электронной почты российских граждан вырос в два раза: c 265,937 в 2007 году до 539,864 в 2012г. Между тем, эти данные не включают в себя прослушку, которая проводится в рамках контрразведывательной деятельности, то есть иностранцы, основная категория для прослушки АНБ, в эту статистику не включены.
В отличие от США, в случае России точно известно, что российский СОРМ используется для прослушки политических оппонентов Кремля, причем вполне законно, по решению российского суда. Это стало известно 12 ноября 2012 года, когда Верховный суд РФ подтвердил право прослушивать оппозиционеров. Тогда суд признал законной операцию ФСБ по прослушке переговоров депутата Екатеринбургской городской думы Максима Петлина, за то, что тот участвовал в акциях протеста, на которых в том числе звучала критика ФСБ.
Конечно, российские спецслужбы, в отличие от АНБ, не способны перехватывать глобальный телекоммуникационный трафик. Это невозможно просто в силу географии – Россия не является, в отличие от США, транзитной точкой для сотен оптико-волоконных кабелей, проложенных по дну Атлантического и Тихого океана. Тем не менее, это не значит, что российская система прослушки ограничена границами России.
Естественным преимуществом для российских спецслужб является то, что при распаде Союза новые независимые государства унаследовали республиканские управления КГБ. В большинстве стран, несмотря на реформы спецслужб, принципы ведения слежки и даже терминология остались прежними.
Так что когда эти страны обновляют свои системы прослушки, они заимствуют российское законодательство, иногда буквально слово в слово, а также покупают оборудование российского производства.
Эта тенденция резко усилилась после «арабской весны». Начиная с 2010 года, страны СНГ начали модернизировать национальные системы прослушки и перехвата, моделируя их по примеру российского СОРМ и покупая российское оборудование. В марте 2010 года Александр Лукашенко подписал указ о внедрении СОРМ, аналогичного российскому, в Белоруссии. В конце 2010 года Украина обновила свои национальные требования к СОРМ.
Наконец, в августе 2012 года Госкомитет нацбезопасности Киргизии выложил на своем сайте проект постановления о повышении эффективности национальной системы СОРМ, и эта система оказалась практически идентичной российской.
Через несколько лет мы вполне можем получить систему прослушки телекоммуникаций и контроля интернета на всей территории СНГ, построенную на принципах, которые КГБ СССР придумал, но не успел воплотить в жизнь. Зато теперь у них все получится.
Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев