КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеНа пути атавизма

12 ИЮЛЯ 2013 г. АНТОН ОРЕХЪ

ИТАР-ТАСС


Я, как и Александр Подрабинек, как и многие другие, посмеялся над чиновничьим идиотизмом, когда в Воронежской области запретили праздник Нептуна по настоянию местных церковников. И над спикером РПЦ Всеволодом Чаплиным тоже посмеялся — отец Всеволод известный мастер изъяснять неизъяснимое.

Но я подумал вот о чем. Ситуация смешна ведь лишь отчасти. Ведь принималось-то решение на полном серьезе. Обычному человеку оно кажется странным, но власть принимает его! А там во власти кто сидит? Истовые православные? Дураки набитые? Кто там сидит? Не за деньги же они выпустили такую бумагу. За деньги они, возможно, выпускают какие-то другие акты. В этом решении нет ни коррупционной составляющей, ни какого-то особого политического смысла. Однако думаю, что это решение окажется в череде еще многих подобных решений по одной простой причине. Люди не хотят связываться. И связываться не хотят ни власти, ни простые граждане.

Вот скажите мне: вы читали закон о защите чувств верующих? Прямо от корки до корки? И можете немедленно дать квалифицированную оценку, с точки зрения этого закона, тем или иным действиям? Очень сомневаюсь. Но в этом и есть один из смыслов и этого закона, и всех последних дурацких на первый взгляд, но репрессивных по сути законов. Сидят в какой-нибудь думе депутаты. Или в местном правительстве министры — и тут к ним из местной епархии гневное письмо про ужасного Нептуна, укрепляющего не те скрепы. И как им реагировать? Посмеяться и выкинуть в помойку? А если эти батюшки сочтут себя оскорбленными в своих религиозных чувствах? А ведь как пить дать сочтут! Суд же, понятно, в чью пользу решение примет. Потому что все мы видим, какие нынче тенденции и, не побоюсь этого слова, тренды.

Народ понял закон просто: с попами спорить нельзя! Если попы недовольны — значит, проще уступить и во всем согласиться от греха подальше. Если возмутятся не попы, а человек двадцать православных активистов — тоже лучше не перечить. По тем же самым причинам. И воронежские чиновники, которые наверняка сами не раз веселились на празднике Нептуна, запрещают его. Чтобы не иметь на свои задницы геморроя. И обычные россияне тоже не станут спорить. Потому что текстов законов никто не знает, но людям понятно и без текста, о чем эти законы. Спорить с РПЦ нельзя — и точка. Всем понятна суть, и всем понятно, какие в случае чего будут приняты решения.

Этот механизм позволяет не только принимать какие угодно решения, прикрываясь абсурдными законами. Этот механизм включает в людях «внутреннего цензора». Как у коллег, работающих в государственных СМИ. Им давно уже особо ничего не запрещают — они сами не делают. Не рассказывают про оппозицию, не зовут ее в эфиры, не критикуют власть и церковь. Потому что бесполезно, потому что «не пройдет». Так зачем связываться? Вот и народ, столкнувшись в быту с какой-то ситуацией вроде воронежского Нептуна, включит своего «внутреннего цензора» и смирится.

И это еще один атавизм возвращающегося к нам совка. Только вот атавизм в научном смысле — случайность, редкое проявление признаков, свойственных далеким предкам. А у нас вся жизнь потихоньку становится на путь сплошного атавизма. 

Фото Владимира Веленгурина (Фотохроника ТАСС)


Версия для печати