Капитуляция Газпрома
В первых числах августа стало известно, что один из крупнейших европейских партнеров Газпрома – французская компания GDF Suez договорилась о пересмотре условий долгосрочного контракта на поставку российского газа и добилась «очень благоприятных», по словам вице-президента GDF Дан-Франсуа Сирелли, условий. Комментировавший достигнутую договоренность представитель Газпрома предпочел особо отметить то, что новые условия делают российский газ более конкурентоспособным.
Можно было бы только порадоваться тому, что руководители российской газовой монополии, стремительно терявшей все последние годы долю на европейском рынке, прислушались, наконец, к голосу разума и начали проводить более гибкую ценовую политику. Поскольку прежняя несговорчивость корпорации не просто сделала Газпром главной угрозой энергетической безопасности Европы в глазах еврочиновников, но еще и заставила этих самых еврочиновников побегать (причем весьма успешно) в поисках альтернативных поставщиков газа. Прежняя упертость топ-менеджмента российской монополии еще могла найти хоть какое-то объяснение, не вложи Газпром в Северный и Южный потоки десятки миллиардов долларов, которые рискуют так и остаться безвозвратно закопанными на дне Балтийского Черного морей.
К такого рода никогда не окупаемым «проектам века» нам еще со времен СССР не привыкать: «всесоюзную комсомольскую стройку» – БАМ – до сих пор никак не соберутся закончить. В последние годы сложилось впечатление, что обиженный на европейцев, не желающих продавать в руки монополиста свои газораспределительные сети, Газпром к Европе заметно охладел, а его руководители по поводу и без оного вспоминают о гигантском китайском рынке. Даже трубу туда тянуть начали, собираясь «зарыть» едва ли не столько же, сколько в европейские газопроводы.
И вдруг такой сюрприз – пересмотр долгосрочных газовых контрактов с одним из крупнейших покупателей, что может означать пусть и запоздалое, но включение в конкуренцию за долю в Европе. Искренне порадоваться этому повороту событий, к сожалению, мешает сразу несколько обстоятельств.
Начнем с того, что в конце июля венский арбитраж удовлетворил иск немецкого концерна RWE к Газпрому о пересмотре закупочной цены на газ, прописанной в контракте. Согласно постановлению суда, монополист должен будет вернуть немецкой компании часть выручки с мая 2010 года. По данным агентства Bloomberg, немцам удалось отсудить более миллиарда долларов. Так что скидка французам, скорее всего, объясняется неудачей с немцами и страхом пойти по миру, если все остальные европейцы решат воспользоваться услугами венского арбитража.
Да и с другой стороны континента – в манящей перспективами Азии – у Газпрома тоже, как видно, не все складывается. Китайские товарищи ни в какую не хотят давать даже рыночную (не говоря уже о европейской) цену, пользуясь тем, что желающих поставлять газ на китайский рынок предостаточно. В начале августа заместитель Миллера Александр Медведев в очередной раз посетовал на то, что ценовая политика Китая не позволяет прийти к взаимовыгодному соглашению с Газпромом. При этом, стоит напомнить, что широко разрекламированная история с поставками российского газа в Китай тянется с октября 2009 года.
Что же касается отечественного рынка, на который могла бы сделать ставку нелюбимая в мире монополия, то и тут все далеко не блестяще. Если верить опережающим индикаторам, российская экономика уже пребывает в рецессии, а значит, нет никакой надежды на резкий рост внутреннего спроса на газ. Так что скидка, которую получила крупнейшая во Франции энергетическая компания – это не новая стратегия, а, скорее, капитуляция Газпрома.
Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников