КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииВыборы как акция протеста

14 АВГУСТА 2013 г. МАКСИМ БЛАНТ

— Ну вот ты, например, правда веришь, что Навальный мог бы быть хорошим мэром?

За последние пару недель мне столько раз задавали этот вопрос, что хочется уже один раз на него развернуто ответить, чтобы больше к этому не возвращаться.

Во-первых, каким мэром мог бы быть Алексей Навальный, можно узнать, только выбрав его на эту должность. Лично я считаю, что, имея в своем распоряжении полуторатриллионный столичный бюджет, плохим градоначальником быть очень сложно. И у любого мало-мальски вменяемого человека получится как минимум не хуже, чем у Собянина.

Во-вторых, каким мэром будет Алексей Навальный, мы если и узнаем, то явно не в этот раз, поскольку победа на выборах заранее отдана Сергею Собянину. Точно также у нас не было ни одного шанса узнать, каким мог бы быть любой другой человек в роли президента, кроме Путина. И спорить с теми, кто называет эти, да и любые другие выборы в современной России фарсом, призывает не принимать участия в играх, затеваемых путинской командой, довольно сложно.

У меня есть только один аргумент, который лично для меня перевешивает все эти вполне разумные рассуждения. К данному моменту в России практически окончательно разрушен механизм мирной, ненасильственной смены власти. И выборы – практически единственный способ начать восстанавливать этот механизм. А восстанавливать его жизненно необходимо, поскольку отсутствие института мирной смены власти вовсе не означает, что власть не будет меняться. Просто процесс этот не будет ни мирным, ни ненасильственным.

Поэтому выборы московского мэра, какими бы исчезающе малыми ни были шансы на успех – это больше, чем просто выбор на очередной срок градоначальника, способного сделать жизнь в столице еще комфортнее и интереснее. Это еще и, пусть чисто теоретическая, но возможность восстановить жизненно необходимый любому современному демократическому государству институт. Тезис этот не блещет новизной. Именно им руководствовались те, кто на парламентских выборах отдавали свои голоса коммунистам или «справороссам», не разделяя их программы, с единственной целью проголосовать за партию, способную войти в парламент и отобрать голоса у «Единой России». Да, в итоге мы получили «грязные» выборы, парламент превратился в «сбесившийся принтер», но «Едро» получило менее 50% голосов.

Именно этим тезисом руководствовались те, кто на президентских выборах голосовали за Прохорова, не будучи уверенными ни в том, что он способен стать хорошим президентом, ни даже в том, что он не является «кремлевским проектом».

Можно долго спорить, был ли во всем этом хоть какой-то смысл. Лично я считаю, что смысла не больше и не меньше, чем в участии в массовых митингах, шествиях или одиночных пикетах. Да, многих коробит от откровенного популизма Алексея Навального, мало кто из моих знакомых разделяет его взгляды, но большинство ходит на митинги, где у микрофона можно увидеть не только Навального, но и гораздо менее приемлемых персонажей.

Выборы московского градоначальника – это всего-навсего еще одна возможность продемонстрировать свое отношение к власти, и, как в любой мирной демонстрации, успех будет измеряться количеством участников.

Фотография ИТАР-ТАСС

Версия для печати