КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществе Ехать или шашечки?

8 АВГУСТА 2013 г. ЛЕВ ПОНОМАРЕВ

 

Комментируя события на Матвеевском рынке, Путин фактически признал полное банкротство помпезно разрекламированной реформы МВД.

Почему она провалилась, понятно. Если главная цель полиции не обслуживать население, а быть гарантом сохранения существующей власти, то сколько бы реформ ни проводилось, предпочтение будет отдаваться не «езде», а «шашечкам», как в известном анекдоте. Это и произошло при Нургалиеве, когда реформа вылилась в замену слова «милиция» на «полиция» и пошиве новой формы.

Власть заинтересована в том, чтобы в любой момент полиция выполняла ее задания: нарушая Конституцию и права человека, разгоняла мирные массовые акции; подставляя себя, провоцировала так называемые массовые беспорядки; вела слежку за десятками тысяч оппозиционеров и гражданских активистов; заказным образом закрывала или возбуждала дела о коррупции. И все это милиция-полиция выполняла и выполняет, подвергаясь унижению и вызывая в населении крайнюю неприязнь. Все это можно сказать о силовом блоке целиком, включающем полицию, прокуратуру и следственный комитет, поскольку их деятельность функционально связана. 

Попробуем встать на точку зрения полицейского — как рядового исполнителя, так и крупного чиновника МВД. Логика их такова: раз можно нарушать закон в интересах политического руководства, значит, можно его нарушать и в своих интересах — то есть «кормиться» на рынках, на автомагистралях, при поверке документов и т.д. И пока у нас не выстроен тоталитарный режим, никакими окриками сверху эту логику отменить нельзя. Но значит ли это, что ситуация тупиковая? С моей точки зрения, выход в том, чтобы принуждать власть меняться. Это скучно и долго, но это единственный вариант.

Как мы помним, пойти на реформу МВД власть была вынуждена из-за общественного резонанса после расстрела в магазине, устроенного в апреле 2009 года майором милиции Евсюковым. В мае 2009 года был создан общественный комитет «За коренную реформу милиции». Предложения правозащитников как по сути реформы, так и по механизму ее проведения были направлены в Администрацию президента Дмитрия Медведева. Однако они были полностью проигнорированы. В текст закона были включены только декларативные клятвы в верности правам человека, а изменения коснулись лишь изъятия совершенно одиозных положений вроде презумпции законности действий полицейского. Фактически реформа выродилась в кадровую чистку и аппаратную перетряску. Кадровая чистка носила коррумпированный характер, о чем писала пресса. Увольняли в первую очередь тех, кто всерьез поверил в перестройку и публично критиковал свое начальство.

Существенной причиной профанации реформы было и то, что плохо работающее ведомство не может реформировать себя изнутри, да еще при том же руководстве. Это было бы повторением подвига барона Мюнхгаузена, который вытащил себя за волосы из болота. Последующие три года «реформы» показали, что милиция-полиция остаётся столь же жестоким, продажным и игнорирующим закон ведомством. Новые оклады, новые мундиры и показушные клятвы в верности правам человека не изменили в этой прогнившей структуре ничего. 

Всё это закономерно привело к казанской трагедии. Затем случился инцидент на Матвеевском рынке, на который ГУ МВД по Москве смогло ответить только этническими зачистками, появилась петиция тюменских полицейских, рассказавших о  хорошо отлаженной системе ведомственной коррупции.

При Медведеве реформа не получилась, но я уверен, что попытки провести ее вновь необходимы не только гражданскому обществу, но и власти. Придавая полиции не свойственные ей политические функции, власть провоцирует коррупцию, что неуклонно ведет к разрушению правоохранительной системы — станового хребта государства. Если так будет продолжаться, государство неизбежно рухнет, похоронив под собой и власть, и общество.

Правозащитников часто упрекают: зачем делать предложения невменяемой власти, если она все равно их не реализует. Объясняю. Во-первых, в правоохранительных органах есть вменяемые профессионалы — именно к ним я и обращаюсь. Во-вторых, ясно, что эта власть когда-то уйдет. Новая власть должна иметь подготовленные предложения. И в-третьих, некоторые из наших предложений даже эта власть реализует.

 

Как реформа должна начинаться

В Администрации президента РФ должна быть создана комиссия по разработке реформы правоохранительных органов. К участию в ней обязательно должны быть подключены Совет по правам человека, возглавляемый Михаилом Федотовым, Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, представители правозащитных организаций, имеющие опыт защиты людей, пострадавших от беззаконий правоохранительных органов.  

Одновременно, для того чтобы предотвратить очередные преступления полицейских, нужно провести реальную кадровую чистку. Заниматься этим не может ведомство, входящее в структуру МВД. Кадровая чистка должна проводиться гласно, при участии НКО, осуществляющих общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов.

Нужно выделить из состава МВД Управление собственной безопасности и наделить его особыми полномочиями. Возглавить его должен выдвинутый из правоохранительной среды профессионал, пользующийся уважением в обществе и имеющий репутацию честного и компетентного критика ведомственных порядков.

Хочу представить более детальные предложения по реформе МВД и всего правоохранительного блока, которые были в своё время подготовлены экспертами и правозащитниками и направлены президенту. В основном они сохранили свою актуальность и сейчас.

 

МВД должно быть освобождено от несвойственных ему функций

Для этого необходимо:

а) выделить в независимое  федеральное ведомство нынешний департамент собственной безопасности, выведя его из подчинения министра внутренних дел, в отдельную службу с правоохранительными функциями;

б) вывести из состава МВД Внутренние войска и спецподразделения (ОМОН и т.п.), создав на их основе отдельный вид Вооруженных сил по типу Национальной гвардии;

в) перевести экспертные и научно-исследовательские структуры МВД в Минюст;

г) перевести клерков и техперсонал МВД в статус гражданских служащих, по аналогии с соответствующими мерами в Минобороны России;

д) ликвидировать так называемую вневедомственную охрану, предложив ее сотрудникам перейти в частные охранные агентства (или создать их самим);

е) избавить МВД от функций борьбы с политическим экстремизмом, ликвидировать Центр «Э», вернув защиту конституционного строя ФСБ. 

 

Принципиальные меры по возращению органов внутренних дел в конституционное поле

1. Экстренно публиковать все приказы, инструкции и распоряжения, затрагивающие права граждан. Это позволит обжаловать их в судах.

2. Для создания реального гражданского контроля над милицией создать из правозащитников, журналистов, юристов, социологов и других специалистов общественные советы при региональных управлениях внутренних дел, имеющих полномочия заслушивать доклады по ситуации и накладывать вето на кадровые решения, делать представления о поощрении или наказании сотрудников.

3. Перейти к выборности участковых уполномоченных и руководства районных и городских окружных (в столице) отделов и управлений МВД.    

 

Неотложные текущие меры по улучшению ситуации в органах внутренних дел

Усиление контроля над законностью действий сотрудников милиции:

1. Повсеместно установить в ИВС, дежурных частях, помещениях для административно задержанных, коридорах и кабинетах отделений милиции видеокамеры, ввести персональную ответственность сотрудников и руководителей органов внутренних дел за обеспечение функционирования таких видеокамер и сохранность видеозаписей.

2. Обеспечить на практике фиксацию  задержания гражданина в соответствующем журнале органа внутренних дел в  момент его фактического доставления  на территорию этого органа, ужесточить наказание сотрудников милиции за нахождение на территории органа внутренних дел незарегистрированных задержанных.

3. При совершении преступления сотрудником милиции проводить проверку деятельности не только этого сотрудника, но  также и его непосредственного начальника. В случае совершения преступления на территории органа внутренних дел  проводить проверку деятельности начальника этого органа.

4. Обеспечить прохождение регулярной  обязательной наркологической экспертизы  всех сотрудников правоохранительных органов.

5. Ввести практику регулярных проверок рабочих мест сотрудников милиции (в том числе рабочих столов, сейфов).

Изменение процессуальных норм

6. При административном и уголовном судопроизводстве  рассматривать  показания сотрудников правоохранительных органов  как показания заинтересованных лиц.

7. Ввести обязательное использование видеоаппаратуры при проведении следственных действий. Видеосъемка следственных действий должна рассматриваться в качестве  основного вещественного доказательства.

Лишить милицию карательных функций

  1. Ввести категорический запрет на использование спецподразделений при пресечении мирных массовых акций, даже носящих несогласованный характер.
  2. При задержании участников несогласованных массовых акций обеспечить неукоснительное соблюдение милицией установленных правил задержания (предложение прекратить нарушение закона, вежливое предложение последовать в отдел внутренних дел и только при отказе подчиниться – принуждение). Категорический запрет на применение так называемых шаблонов показаний сотрудников — рассматривать их как принуждение подчиненных к лжесвидетельству и фальсификации доказательств. 

 

Как я уже сказал, эти предложения были направлены в Администрацию президента еще в 2009 году, но по существу остались невостребованными. Если сейчас, после известного высказывания Путина, мы увидим реальное желание власти всерьез заниматься этой проблемой, наш комитет готов возобновить работу по реформе теперь уже полиции. 

Кто-то скажет, что все это безнадежно. Напомню, что в советское время любимым тостом диссидентов была фраза «Выпьем за наше безнадежное дело». И где сейчас эта советская власть?

 

Автор - исполнительный директор Общероссийского движения «За права человека»

 

Фотография ИТАР-ТАСС

Версия для печати