КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПутин и новгородцы. В Баку

16 АВГУСТА 2013 г. АРКАДИЙ ДУБНОВ

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal { margin: 0cm 0cm 0.0001pt; font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman"; }p { margin: 5pt 0cm; font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman"; }.MsoChpDefault { font-size: 10pt; }div.WordSection1 { page: WordSection1; }

«Президент Владимир Путин спросил капитана корабля: Как тебя зовут?

Капитан: Вюсал.

Владимир Путин: Ты азербайджанец?

Капитан: Так точно»

Это из репортажа азербайджанского государственного информагентства о визите Путина в Баку 13 августа.

Потом сам президент расскажет о встрече с командиром российского ракетного корабля «Дагестан», предваряя переговоры с президентом Азербайджана:

«Вот сейчас только мы посещали один из наших небольших, но весьма эффективных и современных кораблей. Вдруг я с удивлением узнал, что командир этого корабля азербайджанец по национальности. Сам этого не знал… И так практически во всех сферах. Пошли вот в старый город. Стоят русские люди из Новгорода. Подходят ко мне, к президенту, рассказывают, как они здесь себя ощущают».

Представил себе картину: идет Путин по улице в Баку, а ему навстречу новгородцы, случайно там гуляли, бросились к нему и давай рассказывать про себя…

Пожалуй, нынче такое только в Азербайджане и возможно, в Москве или в Питере, к примеру, вокруг президента как-то пустынно, а ему одиноко…

Но ведь и то правда: в Азербайджане к русским, что там остались, относятся хорошо. Чего нельзя сказать в целом об отношении к России, точнее, московской власти. Причина понятна: там не забыли трагедии января 1990 года, когда ввод советских войск для усмирения беспорядков и армянских погромов привел к гибели многих десятков азербайджанцев. Разумеется, помнят там, кому больше симпатизировали в Москве во время боев за Нагорный Карабах. Тем не менее, русофобии как таковой в Азербайджане вы не найдете…

Так почему же президент России семь лет не появлялся в стране, о чем Путин сам напомнил во время пребывания в Баку? Об этом вам расскажет любой мало-мальски грамотный азербайджанец, читающий газеты и владеющий интернетом: все дело в политике, Москве не нравилось, что Баку давно уже вышел из ее сферы влияния (напомню, что еще в 1999 году Азербайджан приостановил свое участие в Договоре о коллективной безопасности), укрепляет свои отношения с Западом, стремится экспортировать свою нефть в Европу в обход России, вынудил Москву отказаться от аренды Габалинской РЛС… Одним словом, несмотря на дистанцированность от бывшей метрополии (или благодаря ей), превратился в региональную державу, ведущую самостоятельную политику. 

И все равно, чувство несвободы, похожее на фантомные боли, незримо присутствовало в ощущениях азербайджанской элиты, когда Путин появился в Баку. Нельзя было не увидеть какого-то отчаянного удовлетворения: вот, мол, русский царь приехал, свита у него необыкновенно важная,  российские корабли его сопровождают, пусть даже азербайджанец одним из них командует, а вот не вышло у него нас к рукам прибрать!

«Путин не выиграл игру в Азербайджане» гласит самый характерный заголовок статьи в азербайджанской прессе по итогам визита. В подтверждение этого приводится отсутствие заявлений о перспективах вступления Азербайджана в Таможенный союз или участия в евразийской интеграции. Аргументы звучат забавно, ну, кто ж мог серьезно ожидать сегодня обсуждения таких вопросов…

Впрочем, не менее экзотическими выглядели и комментарии некоторых российских «политологов», объяснявших причины, заставившие хозяина Кремля прибыть в Баку. Один из них на полном серьезе рассказал, что Путина обеспокоили разговоры о готовности Баку и Анкары приступить к созданию единой турецко-азербайджанской армии. Действительно, незадолго до приезда российского президента один из депутатов парламента Азербайджана, Захид Орудж, заявил, что Азербайджан и Турция приступили к формированию единой армии по стандартам НАТО в соответствии с принципом «одна нация, одна армия».

Идея, безусловно, замечательная, особенно в контексте нынешней ситуации на Ближнем Востоке. Но она еще и чрезвычайно актуальна, особенно накануне проведения Совета тюркозяычных государств, который заседает в эти дни в Азербайджане. Неудивительно, что некоторые азербайджанские политологи решили, что подобные угрозы должны были ужаснуть российских начальников. И заставить их высадиться десантом в Баку.

Другие аналитики, чуть более близкие к реальности, как российские, так и азербайджанские, усмотрели в визите Путина обоюдную заинтересованность. Через два месяца в Азербайджане президентские выборы, и Ильхам Алиев собирается в третий раз выставить свою кандидатуру, к чему, слава Аллаху, уже давно подготовлена конституция страны. Но поскольку в кои-то веки в этот раз у него в соперниках единый кандидат от оппозиции, известный и харизматичный Рустам Ибрагимбеков, да еще имеющий помимо азербайджанского также и российское гражданство, то на выборах забрезжила легкая интрига: в головах незрелой части азербайджанского электората могла возникнуть иллюзия, будто Москва поддерживает своего гражданина на главный пост не в своей стране. И кто знает, не поддадутся ли искушению эти незрелые головы оказать ему поддержку…

Но не объяснишь ведь каждому избирателю, будь то в Азербайджане, в Армении или Таджикистане (кроме Украины и Грузии), что Кремль никогда не встанет на сторону оппонента правящего режима. Вот и приходится Путину свидетельствовать о неподдержке оппозиции личными свиданиями с действующими президентами. Президентов Армении и Таджикистана приглашали для этого в Москву, а к Алиеву самому пришлось ехать в Баку. Там оценили это правильно: президент Азербайджана назвал визит Путина «знаковым»…

Разумеется, это правда, но не вся. Другая ее часть состоит в том, что Азербайджан в качестве лояльного партнера нужен России не меньше, чем Баку заинтересован в надежных и прогнозируемых отношениях с бывшей метрополией. Страна, ставшая самой мощной и влиятельной на Южном Кавказе, требует к себе уважительного отношения, и в Москве отдают себе в этом отчет. Баку превратился в серьезного игрока на мировом энергетическом рынке, способного отстаивать свои интересы, например, запустив собственные трубопроводные проекты, несмотря на все попытки России помешать этому. Политический вес Азербайджана подтвержден его избранием на 2012-2013 годы непостоянным членом Совета безопасности ООН, и скоро азербайджанский постпред в ООН на месячный срок возглавит Совбез. 

Независимый характер внешней политики Баку, не входящего в круг близких союзников Москвы, стран — членов ОДКБ, особенно выпукло характеризуется объемами его закупок продукции российского ВПК. Соответствующие цифры, озвученные Алиевым в присутствии Путина, произвели фурор — около 4 миллиардов долларов! Выяснилось, правда, что это объемы контрактов, заключенных за период с 2010 года, уже исполненных и еще находящихся в производстве. Но и эти цифры впечатляют… На их фоне итоги визита, в отсутствие других значительных соглашений, выглядели вполне успешными.

Подробно нынче обсуждают значение еще одного важного документа, подписанного 13 августа в Баку, — соглашения между «Роснефтью» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР), которое предусматривает сотрудничество в разведке нефти и газа. Очевидно, именно тут интересы Москвы и Баку совпадают и есть перспектива развития отношений. Недаром главная заслуга в подготовке путинского визита принадлежит главе «Роснефти» тов. Сечину, в начале июля уже побывавшему с этой целью в Баку. Сотрудничать стало легче особенно после того, как Азербайджан отказался от участия в газопроводном проекте «Набукко», против которого активно выступала Россия, и заявленной готовности Баку присоединиться вместе с ней к реализации Трансадриатического проекта.

А что же Армения, как там отреагировали на бакинский визит Путина? Без сюрпризов. Оппозиция обвинила власти во главе с президентом Саргсяном в том, что их пораженческая политика в отношениях с Россией приводит к усилению главного врага, Азербайджана. Власти в ответ призвали не истерить, мол, все нормально, Ереван по-прежнему идет европейским курсом и в ноябре этого года скорее всего состоится подписание соглашения об ассоциативных отношениях Армении с Евросоюзом. Перспективы участия в евразийской интеграции при этом сохраняются.

Что же касается шансов на урегулирование карабахского конфликта, то визит Путина в Баку оставил этот вопрос открытым. В его присутствии избегали милитаристской риторики и угроз решить проблему военным путем. Как только Путин покинул гостеприимный Азербайджан, эти разговоры возобновились с новой силой. «Крошечной» Армении было обещано, что никакая ОДКБ не вступится за нее, поскольку, в случае возобновления боевых действий, они будут вестись на оккупированных Арменией азербайджанских территориях, а значит, это не будет рассматриваться как агрессия против члена ОДКБ Армении.

А вдогонку Путину один из депутатов азербайджанского парламента  сказал следующее:  «Сотрудничество с Арменией не приносит России ничего, кроме неуважения».

Во как!

 

Фотография ИТАР-ТАСС

Версия для печати