Преторианцы для Путина?
Приблизительно раз в год-полтора в отечественной прессе появляется очередная «сенсация» относительно создания Национальной гвардии. То объявляется, что ею назовут Внутренние войска МВД, которые отныне будут подчинены непосредственно президенту. То сообщается, что в нее войдут как армейский спецназ, так и части специального назначения МВД и ФСБ. После чего заинтересованные ведомства быстро все это опровергают. Поэтому и к заметке, недавно опубликованной в газете «Аргументы надели», я поначалу отнесся скептически: пройдет день-другой, и последует очередное опровержение. Однако на сей раз никаких опровержений не появилось, что заставляет отнестись к этой заметке всерьез.
В ней сообщается, что перемещение одного из самых близких Путину людей, начальника службы охраны президента Виктора Золотова на не слишком значительную должность заместителя командующего Внутренних войск вовсе не означает опалу. По версии газеты, из спецназа и моторизованных частей Внутренних войск Золотов должен сформировать некую Президентскую гвардию. Утверждается, что окончательное решение о подчинении новой структуры – МВД, ФСО или непосредственно главе государства – еще не принято.
Уместно напомнить, что все последние годы, пока Вооруженные силы подвергались беспощадному реформированию, Внутренние войска замечательно жили, без шума и пыли реализуя свою, одобренную Верховным главнокомандующим, концепцию развития до 2020 года. В результате их численность не изменилась и составляет сейчас 170 тысяч солдат и офицеров. Это две трети численности Сухопутных войск и четверть фактического количества солдат и офицеров всех Вооруженных сил. Мало этого, все последние годы, когда поднимается вопрос о переводе нашей армии на контракт, отечественные начальники тут же начинают объяснять, какое это дорогостоящее дело и почему оно не по карману нашему Отечеству. А вот Внутренние войска уже к 1 января 2016 года должны стать полностью профессиональными. Здесь деньги нашлись. Но и это не все. Дабы кардинально увеличить жалование военным, Минобороны было вынуждено сократить как минимум 135 тысяч офицерских должностей. Во Внутренних войсках никаких сокращений не было вовсе. Что не помешало поднять их военнослужащим денежное содержание в тех же размерах, в каких оно было увеличено для военных. Наконец, этой весной законы были изменены таким образом, что контрактников во Внутренние войска набирают теперь не через военкоматы, а каждый командир части самостоятельно, соответственно, он несет личную ответственность за подчиненного.
Столь бережное отношение главного российского начальника к Внутренним войскам и раньше не оставляло сомнений: отечественная власть считает «врага унутреннего» куда опаснее «врага унешнего» и целенаправленно готовится воевать с собственным народом. Но вот назначение Виктора Золотова на должность главного организатора, а в перспективе и командующего Президентской гвардии вносит в эту историю новые нюансы. При наличии большого количества генеральских звезд, он всегда занимался лишь одним делом: охраной, «телохранением» конкретного человека, будь то Борис Ельцин, Анатолий Собчак, а последние лет пятнадцать Владимир Путин. Между тем под команду Виктора Золотова должны поступить полноценные механизированные части и соединения Внутренних войск МВД. В СССР они появились в середине 60-х как запоздалая реакция на события в Новочеркасске. Хотя официально заявляется, что их главная задача «поддержание общественного порядка» прежде всего на массовых мероприятиях, фактически они существуют, чтобы подавлять беспорядки, если те, не дай бог, возникнут. Эти соединения дислоцированы 46 городах 44-х субъектов РФ, в том числе в 9 городах с миллионным населением.
Насколько можно понять, до последнего времени задачей этих моторизованных соединений было (хотя бы в теории) прекращение бунта так, чтобы сохранить по возможности жизни сограждан. У телохранителя принципиально иная задача – ему тоже нужно сохранить жизнь, но не всем, а одному, вполне конкретному человеку. И вот если формировать Президентскую гвардию, ставить ей задачи будет высокопрофессиональный организатор охраны, это неизбежно сориентирует ее на защиту одного конкретного человека.
Но тогда возникает вопрос, чем же не угодила Федеральная служба охраны, насчитывающая, мягко говоря, не одну тысячу сотрудников. Как ни крути, она заточена на защиту «главного лица» от террористов. Похоже, сейчас в Кремле рассматривают и иные сценарии, когда главного начальника придется защищать от массовых протестов. Но ведь есть Внутренние войска? Подозреваю, что российское руководство не совсем уверено, что их командиры, значительная часть которых пришла вместе с главкомом из Вооруженных сил, беспрекословно выполнит любой приказ. Достаточно вспомнить 1991-й год, когда армейские десантники во главе с Павлом Грачевым и спецназовцы КГБ отказались штурмовать российский Белый дом, где находился Ельцин. Они твердо знали, что должны защищать народ и не были готовы в него стрелять. Нужна другая логика, другой образ мыслей, чтобы обеспечить столь надежную защиту, которую желает российская власть сегодня. Именно поэтому нынче потребовалась Президентская гвардия во главе с телохранителем. Нечто вроде преторианской гвардии римских императоров. Впрочем, как известно, преторианцы далеко не всегда исполняли свои клятвы. Со всеми вытекающими для цезаря последствиями…