Документы, принятые на сессии ПАСЕ 22 июня 2005 года
Неофициальный перевод
Резолюция 1455 (2005)
о выполнении обязанностей и обязательств
Российской Федерацией
1. Российская Федерация присоединилась к Совету Европы 28 февраля 1996 года. При присоединении она обязалась соблюдать свои общие обязанности по Уставу Совета Европы, а именно - плюралистическая демократия, верховенство права и права человека и основные свободы для всех лиц, находящихся под ее юрисдикцией. Российская Федерация согласилась также выполнить в установленные предельные сроки ряд конкретных обязательств, перечисленных в Заключении № 193 (1996).
2. В последние 15 лет в Российской Федерации произошли коренные преобразования. Последний доклад Ассамблеи о результатах мониторинга и ее Резолюция 1277, принятая в апреле 2002 года, приветствовали несомненный прогресс, которого достигла Россия по направлению к верховенству права и демократии, а также предпринятые Россией после вступления в Совет Европы значительные усилия по выполнению своих обязанностей и обязательств.
3. За последние три года Российская Федерация приняла новый уголовно-процессуальный кодекс и закон об альтернативной гражданской службе; существенно сократила число лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях; подписала Конвенцию о передаче осужденных лиц; ратифицировала договор о границе с Литвой и подписала такой договор с Эстонией. Вместе с тем, за тот же период было очень мало сделано для выполнения других обязательств, включая обязательства, касающиеся отмены де-юре смертной казни, вывода российских войск из Молдовы, и обязательство отдать в руки правосудия виновных в нарушении прав человека, особенно в связи с событиями в Чечне.
4. Период после выхода последнего доклада о результатах мониторинга был также отмечен усилиями российских властей по решению ряда серьезных проблем, которые представляли - и в ряде случаев до сих пор представляют - угрозу для политической стабильности, экономического прогресса и нормального функционирования демократических институтов в стране. К этим проблемам относились: сохраняющаяся террористическая угроза, связанная с конфликтом на Северном Кавказе, непрозрачная и незаконная приватизация, которая привела к установлению олигархического контроля над многими экономическими активами и ресурсами России, а также предполагаемая коррупция среди некоторых губернаторов, которые не были подотчетны ни федеральным органам, ни избравшему их населению.
5. Парламентская ассамблея полностью поддерживает российские власти в их усилиях по решению этих проблем и по повышению эффективности и улучшению подотчетности политико-административной системы России. Она полностью признает право российских властей на проведение реформ, адаптированных к экономическим, политическим, административным и историческим реалиям России. Однако Ассамблея считает также, что российским властям следует делать выбор в пользу решений, которые соответствуют юридически и политически обязательным стандартам и принципам Совета Европы.
6. Ассамблея считает, что представленный осенью 2004 года пакет реформ, направленных на укрепление "вертикали власти", является причиной значительной озабоченности, поскольку во многих отношениях он может подорвать систему сдержек и противовесов, необходимую для нормального функционирования любой демократии. Для надлежащего функционирования демократии власть должна не только укрепляться по вертикали, должно также иметь место и ее разделение по горизонтали.
7. Ассамблея озабочена тем, что последние изменения в законодательстве о выборах в Государственную Думу и организации политических партий существенно ограничат политическую конкуренцию в России. Значительно более высокий (7 процентов) порог на выборах, запрет на создание предвыборных коалиций и сокращение минимального числа партий, которые должны быть представлены в нижней палате, с четырех до двух, а также новые ограничительные правила для партий, имеющих право соперничать на выборах в Государственную Думу, значительно повысят барьер попадания в парламент, что явно пойдет на пользу партиям, уже представленным в нынешнем составе Государственной Думы.
8. Точно так же изменения, наделяющие президента решающим влиянием на выборы губернаторов в регионах, окажут воздействие на состав верхней палаты российского парламента - Совета Федерации, в обязанности которой входит контроль за работой федерального правительства и президента. Согласно новому законодательству, половина членов Совета будет назначаться региональными губернаторами, которые сами отбираются - и могут быть в любой момент отстранены от должности - самим президентом. Подобная ситуация явно несовместима с основополагающим демократическим принципом разделения власти между законодательными и исполнительными органами.
9. Ассамблея обеспокоена тем, что недавние предложения об установлении контроля исполнительной власти над назначением и отстранением от должности судей, дисциплинарными процедурами в их отношении, а также над судебным департаментом могут подорвать перспективы независимой и беспристрастной судебной системы в Российской Федерации.
10. Недавнее создание "общественной палаты", которой поручено "согласование интересов" граждан, неправительственных организаций и органов государственной власти, заслуживает критической оценки. Действительно, трудно понять, почему было необходимо создавать новый орган для исполнения роли, которую обычно осуществляют избранный демократическим путем плюралистический парламент, с одной стороны, и подлинно независимое и свободно действующее гражданское общество - с другой.
11. Делегации Ассамблеи осуществляли наблюдение за парламентскими и президентскими выборами в декабре 2003 года и марте 2004 года, соответственно, и в обоих случаях подвергли резкой критике необъективное освещение событий в СМИ и использование административных ресурсов в интересах нынешнего президента и его политических союзников. По мнению Ассамблеи, нехватка плюрализма и беспристрастности в вещательных средствах массовой информации является непреодолимым препятствием для проведения действительно свободных и справедливых выборов и для нормального функционирования демократии в целом.
12. Ассамблея поэтому настоятельно призывает российские власти улучшить условия для нормального функционирования плюралистической демократии и с этой целью:
1) укрепить правовые, административные и политические условия, которые позволят избранному демократическим путем и подлинно плюралистическому парламенту не только поддерживать, но и контролировать исполнительную власть;
2) пересмотреть недавно принятое законодательство о выборах губернаторов регионов в той части, в которой оно оказывает влияние на состав и независимость верхней палаты российского парламента, с тем чтобы обеспечить полное соблюдение принципа разделения властей;
3) стремиться к достижению целей, которые стоят за созданием общественной палаты, путем создания надлежащих административных, налоговых и политических условий для нормального функционирования гражданского общества в России;
4) создать условия для плюралистических и объективных вещательных средств массовой информации путем:
- учреждения независимой организации общественного вещания и независимого органа регулирования вещательного сектора в соответствии со стандартами Совета Европы;
- улучшения условий для нормального функционирования частных общенациональных вещательных средств массовой информации, которые должны быть свободны от вмешательства государства;
- незамедлительно прекратить притеснение и запугивание членов гражданского общества, выступающих с критикой в адрес властей, и, в частности, журналистов, представителей научного и природоохранного сообществ, которые становятся жертвами необоснованного применения законов о диффамации и государственной тайне.
13. В отношении верховенства права и защиты прав человека, Ассамблея призывает российские власти предпринять следующие шаги:
1) в отношении отмены смертной казни, незамедлительно ратифицировать Протокол № 6 к Европейской конвенции о правах человека. Ассамблея напоминает, что первоначальный предельный срок для выполнения данного обязательства истек в 1999 году и что другие страны, не выполнившие это ключевое обязательство, были подвергнуты санкциям;
2) в отношении конфликта в Чеченской Республике, выполнить рекомендации, изложенные в Резолюции 1403 (2004), и в особенности принять эффективные меры для немедленного прекращения продолжающихся «исчезновений», пыток, незаконных задержаний, содержания под стражей «инкоммуникадо» в незаконных и тайных местах заключения, незаконных убийств; привлечь к суду лиц, виновных в нарушениях прав человека; добиваться мирного разрешения конфликта; строго соблюдать нормы международного гуманитарного права; уголовно преследовать любую попытку запугивания и притеснения правозащитников и лиц, обратившихся в Европейский суд по правам человека; выполнять рекомендации, содержащиеся в докладах Европейского комитета по предотвращению пыток, и рассмотреть вопрос об их публикации;
3) безоговорочно сотрудничать с Европейским судом по правам человека, воздерживаться от создания каких бы то ни было помех на пути эффективного осуществления права на подачу индивидуальных жалоб в Суд и без промедления и в полном объеме выполнять вынесенные им постановления, в особенности по делу «Илашку и другие»;
4) в отношении жестокого обращения и случаев смерти в вооруженных силах вне рамок военных конфликтов, проводить политику абсолютной нетерпимости к сохраняющейся там эндемической проблеме «дедовщины» путем организации учебно-просветительских программ для офицерского состава и проведения систематических, заслуживающих доверия и открытых расследований и уголовного преследования по случаям нарушений;
5) в отношении недавно принятого закона об альтернативной гражданской службе, пересмотреть закон с целью изменить его несоразмерный характер и привести его в соответствие с европейской практикой;
6) активизировать усилия по борьбе с насилием и дискриминацией на религиозной, этнической и расовой почве; улучшить, в частности, положение турок-месхетинцев, желающих остаться в Краснодарском крае, а также расследовать все проверенные случаи их притеснения и дискриминации и обеспечить наказание за них;
7) гарантировать исключение любой юридической, административной и фискальной дискриминации в отношении так называемых нетрадиционных верований и привести выполнение федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях в соответствие со стандартами Совета Европы;
8) продолжать реформирование судебной системы в строгом соответствии со стандартами Совета Европы в целях эффективного устранения каких бы то ни было сомнений относительно справедливости и независимости судебной системы России, возникших, в частности, в контексте судебных процессов против руководителей компании "ЮКОС";
9) продолжить реформу прокуратуры, руководствуясь соответствующими европейскими стандартами, а также Заключением Венецианской Комиссии №340/2005, принятым 10-11 июня 2005 года, в частности касательно широких полномочий по общему надзору; снять оговорку к статье 5 Европейской конвенции о правах человека;
10) в отношении закона о федеральной службе безопасности:
- пересмотреть закон о федеральной службе безопасности в целях приведения ее следственных и правоохранительных полномочий в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы и выполнения таким образом обязательства, первоначальный предельный срок реализации которого истек в феврале 1997 года;
- незамедлительно передать Лефортово и все другие следственные изоляторы, находящиеся в настоящее время в ведении Федеральной службы безопасности, Министерству юстиции.
11) в отношении Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств - незамедлительно ее ратифицировать и таким образом выполнить обязательство, первоначальный предельный срок выполнения которого истек в феврале 1997 года;
12) в отношении Европейской Социальной Хартии и Европейской конвенции о передаче осужденных лиц - ратифицировать их в кратчайшие сроки.
14. Что касается отношений России с соседними и другими странами региона, также являющимися государствами-членами Совета Европы, то приветствуя недавние договоренности о закрытии оставшихся российских военных баз в Грузии, Ассамблея настоятельно призывает российские власти предпринять следующие шаги:
1) в отношении вывода российских войск и их техники и вооружений, оставшихся на территории Молдовы, незамедлительно осуществить этот вывод, который должен был быть завершен к октябрю 1997 года;
2) в отношении рассмотрения соседних и других стран региона в качестве зон особого влияния, отказаться, как от неверной, от политики «ближнего зарубежья», оказывать конструктивное содействие решению открытых вопросов и прекратить такие виды деятельности, как выдача российских паспортов жителям грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии, которые могут, прямо или косвенно, подрывать суверенитет и территориальную целостность этих стран;
3) сотрудничать с грузинским органами власти в создании условий для добровольного возвращения турок-месхетинцев в районы, откуда они были насильственно депортированы;
4) в отношении компенсации лицам, которые были депортированы из оккупированных балтийских государств, и их потомкам, как это указано в пункте 7.xii. Заключения № 193 (1996), решить эти вопросы как можно скорее;
5) завершить работу над подписанием и ратификацией договора о границе с Латвией;
6) содействовать доступу к архивам, хранящимся в Российской Федерации, как это отмечено в пункте 10.v. Заключения № 193 (1996);
7) быстро урегулировать все вопросы, касающиеся возвращения культурных ценностей, требования на которые предъявили государства-члены Совета Европы, как указано в пунктах 10.xii. и xiv. Заключения № 193 (1996);
8) касательно отношений с Беларусью, обусловить любую политическую или финансовую помощь властям Беларуси соблюдением прав человека и гражданских свобод народа Беларуси.
15. Ассамблея обрадована недавними заявлениями российской делегации, которая обещала прогресс в выполнении некоторых оставшихся обязательств. Тем не менее, Ассамблея желает подчеркнуть, что российское руководство должно не только значительно ускорить выполнение остающихся обязательств, но и скорректировать курс ряда проводимых в последнее время политических, законодательных и административных реформ. Это особенно касается изменений, влияющих на нормальное функционирование плюралистической демократии, которое подразумевает проведение свободных и справедливых выборов, обеспечение надлежащих прав оппозиции, подотчетность исполнительной власти и независимость средств массовой информации.
16. В этом контексте Ассамблея принимает решение продолжить мониторинг выполнения Российской Федерацией своих обязанностей и обязательств до тех пор, пока она не получит подтверждение значительного прогресса, особенно по вопросам, затронутым в настоящей Резолюции.
Неофициальный перевод
Рекомендация 1710 (2005)
о выполнении обязанностей и обязательств
Российской Федерацией
1. Ссылаясь на Резолюцию 1455 (2005) о выполнении обязанностей и обязательств Российской Федерацией, Парламентская ассамблея считает, что Россия и впредь должна пользоваться программами помощи и сотрудничества Совета Европы в целях содействия развитию плюралистической демократии и уважения к верховенству права и защите прав человека.
2. Учитывая размеры и разнообразие России, Ассамблея считает, что существующих программ помощи и сотрудничества (в том числе, совместных программ с Европейским союзом) недостаточно как в плане широты охвата, так и в плане финансирования и укомплектованности персоналом для оказания значительного влияния на все 89 субъектов Российской Федерации, особенно в тех сферах, где компетенция и опыт Совета Европы были бы явно полезны для необходимых текущих или будущих реформ.
3. Поэтому Ассамблея рекомендует Комитету Министров:
1) провести анализ препятствий, с которыми столкнулись российские власти в отношении ратификации конвенций Совета Европы, так как после присоединения к нему девять лет назад, Российская Федерация ратифицировала только 46 и подписала 15 из 200 конвенций (по состоянию на май 2005 года); и настаивать, в частности, на скорейшей ратификации Протоколов 6, 12, 13 и 14 к Европейской конвенции о правах человека;
2) поощрять российские власти к укреплению сотрудничества с Советом Европы в целях обеспечения полной совместимости российских законов и практики с принципами и стандартами Организации, особенно в отношении стандартов, гарантируемых Европейской конвенцией о правах человека, а также полного выполнения решений Страсбургского суда касательно отдельных и общих мер, принятие которых может потребоваться; усиливать программы помощи и сотрудничества, направленные на укрепление института Омбудсмена, на федеральном и региональном уровнях, и независимости судебной власти.
3) предложить властям Российской Федерации предоставить для экспертной оценки Советом Европы, в частности, любой законопроект, касающийся реформы прокуратуры, федеральной службы безопасности, создания организации общественного вещания, пересмотра законов о религиозных организациях и альтернативной военной службе и т.д.;
4) пересмотреть в консультации с российскими властями приоритеты существующих и будущих программ сотрудничества и помощи, чтобы Россия имела возможность как можно скорее выполнить свои невыполненные обязанности и обязательства, перечисленные в Резолюции 1455 (2005);
5) выделить для этой цели в бюджет Организации значительно больше средств, предназначенных для программ помощи и сотрудничества, чтобы существенно активизировать работу по программам для России. Это не должно наносить ущерба ни межправительственным программам деятельности, ни программам сотрудничества и помощи для других государств-членов;
6) обеспечить регулярное обсуждение кризиса прав человека в Чечне и на близлежащей к ней территории на заседаниях Комитета Министров и заместителей министров, а также, в частности, обеспечить продолжение мониторинга ситуации с правами человека в Чечне и на близлежащей к ней территории, среди прочего, под эгидой Генерального секретаря, а также обнародование результатов такого мониторинга.