Авиашоу: дождь не смывает проблем
Первая громкая новость об авиасалоне МАКС-2013 прозвучала еще до начала самого шоу – президент Путин отказался посетить авиасалон, что произошло впервые. Авиакосмическая отрасль традиционно считается предметом национальной гордости, а потому имеет «президентский статус». Российские лидеры давно взяли за правило подчеркивать свой особенный интерес к отечественным самолетам и ракетам. Этой традиции уже более 15 лет – на открытие МАКС-97 тогдашний российский президент Борис Ельцин прилетел на вертолете и заявил, глядя на выставленные в ряд крылатые машины: «Нам есть чем гордиться!».
После Ельцина «погордиться» авиацией на главное российское авиашоу обязательно прибывали, а чаще прилетали, и Путин, и Медведев (когда тот был в президентском статусе). Визит «самого главного гостя» всегда оставался одним из основных событий любого МАКСа. Автор статьи как-то был свидетелем прилета Путина на МАКС несколько лет назад: группа журналистов, среди которых был и я, только подходила к рамкам металлоискателей, как вертолет с президентом сел, причем довольно далеко от входящей публики – точно не меньше километра. Надо было видеть, что тут началось: какие-то люди опрометью кинулись на нас как на наступающую вражескую армию и стали кричать, чтобы все немедленно остановились. Проход на поле сразу закрыли, а какой-то особо рьяный тип в форме все кричал: «Гоните толпу назад!». Нас отогнали еще метров на пятьдесят, уж не знаю, чем это укрепило безопасность и так бывшего недоступно далеким «главного гостя», но журналисты, помню, от души тогда повеселились. Полагаю, что подобные сцены тоже стали частью обязательной программы МАКСов.
На этот раз главную авиакосмическую выставку страны отдали на откуп Медведеву в роли премьера. Согласно сообщению президентской пресс-службы, Путин не прибыл на авиашоу, поскольку отправился на пострадавший от стихии Дальний Восток. Впрочем, Путин прибыл на Дальний Восток в среду 29 августа, тогда как МАКС открылся 27-го. Появилась и другая версия: президент решил не посещать выставку, на которой не планировалось демонстрировать ничего нового. Мол, все и так он уже видел. Но, во-первых, лидеры страны посещают подобные экспозиции не для того, чтобы просто поглазеть, а чтобы продемонстрировать официальную поддержку отрасли и отечественным фирмам и, конечно, подчеркнуть уровень авиасалона. А во-вторых, авиация – не индустрия моды, где каждый сезон модельеры выдают публике новую коллекцию: самолеты и вертолеты рождаются подолгу, не за один год. На каждый МАКС отечественных новинок не напасешься. И это тоже всем известно.
Рискну высказать предположение, что определенную роль в том, что нынешнее авиашоу осталось без «главного гостя», сыграли скандалы, окружающие авиакосмическую отрасль последнее время. Со времени, прошедшего после предыдущего шоу, произошло несколько громких историй – от катастрофы и отказов на «Суперджет» до падений космических ракет со спутниками на борту.
Воздушный бой без пилотажа
Скандальный ореол авиакосмическому шоу добавили и разоблачительные публикации в СМИ. В том числе и за подписью известного летчика-испытателя Магомеда Толбоева. Про отрасль заговорили как про арену интриг, скандалов, неэффективного управления.
Сразу хочу сказать, что и в советские времена интриг в отечественной авиационной отрасли было ничуть не меньше. Любой ветеран советского МАП (Министерства авиационной промышленности) легко расскажет не одну историю, как главы конструкторских бюро интриговали, толкались локтями, жестко боролись (подчас не слишком джентльменскими способами) за государственное внимание и средства. Однако отрасль тогда в столь плачевном состоянии не была.
«Исторически в советской авиации всегда главным был конструктор, инженер, специалист – тот, кто делает самолеты. В отличие от других оборонных ведомств, директор в авиации был вторым человеком после конструктора. Но теперь директор стал главным. Выиграли «накладники», менеджеры!», – рассказал «ЕЖ» представитель одной крупной фирмы.
Как видно, отрасль охватил глубокий внутренний конфликт. Менеджеры и инженеры. Это Рим и Карфаген, красные и белые. Это внутриавиационная «холодная война».
«Накладники», так в этой среде называют сотрудников, проходящих по статье «накладные расходы» – менеджмент, бухгалтеры и т.п. «Все эти какие-то случайные тетеньки, невесть откуда взявшиеся молодые люди на огромных зарплатах, которые считают, что могут выговаривать менторским тоном заслуженному инженеру!»
При этом в необходимости качественного менеджмента сомневаться не приходится. Автор статьи сам знает случай, когда в начале 90-х крупная фирма из авиационной отрасли упустила выгодный иностранный заказ из-за безобразно проведенных переговоров. Начальство советского еще образца просто не знало, как вести диалог с партнером и как вообще представлять свою продукцию.
«Я не знаю, почему они нас так ненавидят. Мы же их научили работать», – жаловалась мне как-то представительница «другого лагеря».
В чем-то она права. Решение передать управление авиафирмами в руки менеджмента, я уверен, было верным – в 90-е годы только продуманные и решительные организационные реформы могли спасти авиакосмическую отрасль советского образца от окончательного умирания. Только вот отрасль не смогла избавиться от старых проблем и приобрела новые. Авиация и космос остались «недореформированными», а генералы от авиапрома прекрасно научились выживать в новой среде.
«На нашей фирме конструктором был выдающийся … (фамилию не буду называть). Его все знали. Но вот власть сменилась, только успехов пока не видно. Главный результат: «накладники» занимают почти 80% персонала на фирме. Восемьдесят! Иностранные партнеры приезжают и удивляются».
Как пожаловался собеседник «ЕЖ», инженеры и специалисты получают деньги под определенную тему, которую нужно придумать и «пробить», а вот менеджмент и прочие «накладники» не зависят от заказов – они всегда получат свою зарплату, и, как правило, высокую. А собственно создатели техники вынуждены жить от темы к теме. При этом менеджмент воспринимает фирмы, в которых работает, как частную лавочку, назначает на ключевые посты родственников и «верных» людей. Которые отнюдь не бедствуют.
«К власти ведь пришли не менеджеры, а «пильщики», – грустно резюмирует собеседник.
Самолеты вне конкуренции
На этом фоне не кажутся удивительными сообщения о плохой организации прохода публики на МАКС. Это уже давно общее место – МАКС традиционно не справляется с потоком зрителей в дни, когда салон открыт для посещения обычной публикой. На этот раз еще подкачала погода – дождь, из-за которого урезали летную программу. В толпе, стоящей в субботу под дождем (а многие пришли и с детьми), люди не стеснялись в выражениях по адресу организаторов. Дошло до того, что врио подмосковного губернатора Воробьев извинился перед посетителями авиасалона за неудобства, пообещав в следующий раз все организовать по-другому.
Только чего извиняться так, словно весь этот бардак оказался неожиданностью? Это был уже давно не первый МАКС, и каждый раз слышны обещания улучшить организацию доставки зрителей на авиасалон и с него. И каждый раз организаторы ссылаются на возросший поток посетителей. Авиасалон в Жуковском еще в 1990-е превратился в самую популярную техническую выставку в России, поток зрителей на которую постоянно растет. Странно, что организаторы этого до сих пор не заметили. Да и на дождь не стоит пенять – прогноз погоды ведь не был секретом за несколько дней до выходных.
Под струями дождя остались без ответа многие другие вопросы. Например, окончательно ли поставлен крест на Ту-334, которому в свое время прочили даже возможный запуск в серию? Останется ли отечественная гражданская авиация только с двумя новинками: с «Суперджетом» и МС-21? Когда военная авиация сможет рассчитывать на новые боевые самолеты, которые Россия уже давно поставляет иностранным клиентам? Но главное, когда и как авиапром избавится от системных проблем, которые тянутся с советских лет (что приводит и к пресловутой войне менеджеров-инженеров)? В последнее время говорят, что российская авиация наконец выходит из затяжного пике. Но объясняется это, увы, скорее возросшим финансовым потоком со стороны государства, а не успехами самой отрасли…
Но главное на любом авиасалоне все-таки самолеты. И вот они-то, как всегда, не подкачали. Несмотря на сокращенную программу и низкую облачность любоваться высшим пилотажем от летчиков-асов – настоящее удовольствие. И, конечно, никакой телевизор не передает красоты этого зрелища, когда самолет выполняет фигуры высокой сложности под аккомпанемент грохочущих двигателей – это нужно смотреть не на экране, а стоя у летного поля. В такие моменты все проблемы и даже дождь отступают на второй план.
Только вот никуда не деваются…