КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВ рекламе не нуждается

30 ИЮНЯ 2005 г. АНТОН ОРЕХЪ

Когда я увидел письмо деятелей культуры, науки, спорта и всего прочего в защиту приговора Ходорковскому, я, естественно, первым делом посмотрел на подписи. Что там написано, и так было примерно понятно, но вот кто они, эти нижеподписавшиеся? Боялся увидеть там фамилии тех, кого уважаю. И, к сожалению, увидел. Третьяк, Роднина, Гречко, Калягин. Каждый из них для меня лично стоит сотни кабаевых, волочковых, буйновых, юдашкиных и прочих героев цветных журналов с телепрограммой.
Обидно. Я не перестану любить величайшего хоккеиста и большого умницу Владислава Третьяка, замечательного космонавта и обаятельнейшего человека Георгия Гречко. Мне просто обидно за них.
Уже успели провести параллели с приснопамятными коллективными письмами сталинских и брежневских времен, но какие тут параллели! Нынешний режим не похож даже на пародию советского строя. Никого не расстреляют, не будут пытать, не станут мучить родных, не попрячут по психбольницам и не вышлют принудительно, лишив гражданства. Человеку, который отказался бы подписать это письмо, скорее всего, абсолютно ничегошеньки бы не было. Я надеюсь, такие люди были. Я хотел бы узнать и их имена. Просто чтобы знать. Вдруг там окажутся не только те, кого я и так люблю, но и те, о ком прежде был не столь высокого мнения. Так здорово, когда впечатление о человеке оказывается неверным в лучшую сторону.
Но почему же подписали те, кто подписал? Во-первых, всегда есть граждане, которые просто поддерживают всякую власть, чего бы она ни делала. Старинная российская традиция. Власть лучше не обижать и не перечить ей даже по мелочи.
Есть такие, кто надеется извлечь вполне конкретные выгоды из своей поддержки. Помню, как после Беслана в Москве прошел показушный, бездарный, пошлый и подлый антитеррористический митинг. И помню веселое, вполне беспечное лицо Алины Кабаевой, явившейся туда, словно на очередную тусовку. Так выглядит человек, которому всё равно, что это — против террора или в честь открытия нового бутика. Просто есть такие понятия «надо быть», «надо отметиться». Кто надо заметит, кто надо запомнит, при случае, может, должность подвернется, может, с бизнесом помогут.
Есть люди, которые подписывают письма, не читая или не особо вникая в суть дела. Им в двух словах объяснили, и они подумали: а почему бы не подписать? Ну и, наверное, есть такие, кто действительно верит, что Ходорковский враг, не плативший налоги и воровавший у бедных. Хочется верить, что Третьяк, Гречко или Роднина действительно просто не очень следили за событиями вокруг ЮКОСа. В конце концов, при всей громкости дела, есть немало наших сограждан, которые и вправду не вдавались в подробности и знали обо всем только то, что краем уха услышали по Первому каналу.
А так-то ведь текст письма вполне пристойный. Со многим в нем не просто можно, невозможно не согласиться. Например, с тем, что «государством должен управлять закон, единый для всех» или что «решение о виновности и невиновности человека принимает суд, и только суд». Но, с другой стороны, где же эти «все», которые равны перед законом? Ходорковский и Лебедев — это и есть все? Два человека уже толпа?
Когда балерина Волочкова печалится о судьбе обездоленных и неимущих, о миллионах нуждающихся в помощи, хочется спросить: ЮКОС уже заплатил миллиарды долларов, под предлогом уплаты налогов компанию натурально разгромили, а ее вожди сидят в тюрьме — и что? Стало малоимущим хоть на капельку легче? Хоть на рублик богаче? Тогда куда ушли все эти деньги? В «Байкалфинансгруп»? Или когда Гречко в эфире «Эха Москвы» говорит, позоря себя с каждым словом всё больше, как кто-то намеренно нагнетает страсти и за деньги поддерживает Ходорковского, ходя с плакатами, уже невозможно удержаться от ехидства в адрес кумира детства: ваше-то письмо в «Известиях» появилось не как письмо, а как рекламное объявление, то есть за деньги! За большие деньги, потому что реклама в «Известиях» стоит дорого. Гречко сам за нее платил? Так кто же тогда выступает за деньги?
И, кстати, действительно любопытно знать, кто оплатил рекламное открытое письмо? Наверное, наше государство очень нуждается в подобной рекламе. Лучшей рекламы ему и не придумаешь. Интересно было бы узнать, и кто конкретно написал письмо? Не пятьдесят же человек писали каждый по строчке. Тем более что, как говорят, письмо это раздавали в Кремле в одном конверте с приглашениями на прием по случаю Дня России 12 июня.
Быть с победителями легко. Это отважный и беспроигрышный ход. Когда не то что в защиту Ходорковского, а хотя бы просто с объективной картиной происходящего выступают одна радиостанция, пара газет и пяток интернет-сайтов — это можно назвать и либеральным визгом, и волной нездорового ажиотажа. Когда в противовес им выступают все государственные телеканалы с их полторастомиллионной аудиторией, крупнейшие таблоиды и сетевые сливные бочки — это не громче шепота в поддержку правосудия. Без поддержки полусотни «деятелей» и их рекламного объявления голос правды услышан, конечно, не будет, без их удара по лежачему справедливость не восторжествует. Ну а главное, через год на День России конверт с приглашением и каким-нибудь новым письмом могут уже и не прислать. Вот что самое страшное.


Версия для печати