КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеКак наши физики американскую блоху подковали. И зачем

5 ИЮЛЯ 2005 г. МИХАИЛ БЕРГЕР
komety.astrowww.pl
Как-то по-особому взволновал нашу общественность американский эксперимент со стрельбой по далекой комете. Настолько взволновал, что на федеральных каналах, в частности на НТВ, за дело взялись спецпропагандисты, которые уже вечером 4 июля объясняли народу, какие эти американцы дураки и фанфароны. Поначалу, с утра, когда еще не разобрались, ведущий новостей НТВ с плохо скрываемым восторгом говорил о грандиозном достижении американцев в космической области. Космический зонд, как Пеле в «девятку», попал в комету Темпл на расстоянии 134 миллионов километров от земли. Космический аппарат "Дип Импэкт", запущенный НАСА полгода назад, подлетел точно по адресу и стрельнул по комете медным зондом величиной со стиральную машину, чтобы ученые могли посмотреть, из чего сделана эта самая комета. Причем зонд до последнего момента, до самого столкновения и взрыва, делал снимки, который в те же минуты обошли весь мир.

Неординарность события понятна была даже неспециалисту, не говоря уже о ведущем новостей на НТВ. Тем более что случилось все буквально за 8 минут до утренних новостей 4 июля. И ведущий, и корреспондент НТВ в США не скрывали своих естественно-положительных эмоций по случаю происходящего.

К вечеру концепция изменилась. До кого-то, как зонд до кометы, долетела важная мысль: это же американцы попали в космический объект с расстояния в 134 миллиона километров, а не мы. Чего же нам радоваться чужому успеху? Великая космическая держава – мы, а успешную стрельбу по космическим целям проводит НАСА. Прямо как в анекдоте: «Муму» Тургенев написал, а памятник стоит Гоголю... И уже к вечерним новостям НТВ отозвало свои оценки космического события. Телезрителям предложили длинный репортаж на заданную тему. Вот академик Фортов, директор Института теплофизики экстремальных состояний, подробно объяснил, что этот хваленый американский снаряд для кометы – даже не слону дробина, а комар самолету, что орбита атакованной планеты сдвинется всего на какие-то мили- что-то и, в общем-то, стоило ли огород городить? Корреспондент с энтузиазмом подхватил тему затрат – типа, стоило ли тратить 300 миллионов долларов на такие пустяковые безделицы – и, вероятно, только из-за нехватки времени не сказал, что лучше бы американцы на эти деньги накормили бездомных негров.

А время понадобилось репортеру НТВ для того, чтобы представить зрителям народных умельцев из фортовского же института. Эти умельцы не моргая смотрели в телекамеру и поведали миру, что давно уже смоделировали атаку на космический объект, а НАСА лишь вяло подтвердило давний полет их научной мысли. Причем наши-то смоделировали все за текущую зарплату, то есть практически без денег, а вот американцы без 300 миллионов зондом о комету не ударят. Дальше умельцы показывают на трубу вроде канализационной и говорят, что с помощью этой вот установки они все раньше американцев и их зондов вычислили. Да и саму установку собирали чуть ли не на субботниках, в свободное от работы время, из подручных материалов, оставшихся бесхозными с советских времен. Установка с виду полностью соответствовала тому, из чего была сделана.

Совершенно не исключаю, что наши академические умельцы почти за бесплатно вычислили то, что американцы узнали за свои 300 миллионов долларов. Академик Фортов – мировая величина, и люди в его институте могут быть ему под стать. Но при этом совершенно не обязательно мериться разными частями тела с НАСА и считать идиотами тех, кто на практике проверил какие-то теории. Лесковский Левша, подковавший блоху, не ставил задачи лишить ее возможности скакать – это произошло случайно. Наши космические умельцы в сотрудничестве с телевизионными левшами, судя по репортажу, только этим и были озабочены. Или озадачены кем-то сверху. Чтобы, значит, американскую блоху нашей канализационной трубой обездвижить.

Советский империализм – он, как и разруха, и в головах. Пока не поймем, не научимся радоваться чужому успеху и не разучимся радоваться чужим неприятностям.
Версия для печати