Телеканал «Спас», или Новая политкорректность
Начало вещания православного телеканала «Спас» заставило наблюдателей говорить чуть ли не о клерикализации российского телевидения. Страсти, однако, явно преждевременны, если учесть, что ориентировочная аудитория нового канала составит где-то 1 млн 200 тыс. зрителей. Но такая скромная цифра не делает появление нового канала событием менее примечательным.
Известно, что «Спас» — составная часть базового пакета телекомпании «НТВ-плюс». То есть речь идет о проекте, который будет предложен всем клиентам компании и не потребует от них дополнительной платы. При этом содержание нового канала вряд ли обещает скорую прибыльность. Количество практикующих верующих среди подписчиков «НТВ-плюс» не слишком велико: большинство церковных людей не могут позволить себе купить «тарелку». Широкую же аудиторию вряд ли можно привлечь проектом, звездами которого объявлены консервативные протоиереи Дмитрий Смирнов и Максим Козлов, политолог-«евразиец» Александр Дугин и депутат-геополитик Наталия Нарочницкая. Скорее всего, речь идет о телевизионном междусобойчике для узкого круга поклонников «самодержавия- православия-народности», которые раньше принципиально не смотрели телевизор, исключая программу «Русский взгляд» нынешнего депутата Александра Крутова – того самого, который сыграл активную роль в сборе подписей думцев под известным антисемитским обращением (правда, неясно, появится ли этот деятель на канале — в ближайшей перспективе таких планов вроде нет).
На приличные доходы от рекламы создателям канала также рассчитывать не приходится — не только из-за ограниченной аудитории, но и в связи с особой разборчивостью инициаторов проекта. Так, рекламы пива — одного из наиболее прибыльных сегментов рынка — на канале принципиально не будет. Равно как и роликов, содержание которых может быть негативно воспринято православным человеком. Если учесть, что раздражение верующих вызывает большая часть имеющейся на рынке рекламы (исключая благочестивые, но низкодоходные объявления в православных журналах о продаже лампадного масла и паломнических поездках), то возможность для маневра у собственников и менеджеров резко ограничена.
Одно небольшое обстоятельство подтверждает эту точку зрения. Ведущий нового телеканала Владимир Легойда признался, что хотел взять соведущей молодую девушку, но ему запретили это делать. Можно догадаться почему. Представьте, что речь идет о чем-то возвышенном, например, об освящении нового храма или житии святого. А зритель, вместо того чтобы проникаться высокой духовностью, начнет думать о чем-то сугубо мирском… Не выпускать же на экран ведущую, одетую по последней моде сотрудницы телевидения Исламской республики Иран — случайно забредшие клиенты «НТВ-плюс» в панике разбегутся.
Таким образом, коммерческих интересов проект явно не преследует. Почему же он вообще появился на свет? Представляется, что вполне возможное объяснение – соответствие «Спаса» новой политкорректности, принятой в российской власти и в околовластных кругах. На этом стоит остановиться особо. Если в 90-е годы хорошим тоном считалось говорить о реформах и вестернизации России, о свободах и демократическом процессе, то теперь (часто те же персоны) разглагольствуют о государственной идее, великой России, глобальном геополитическом противостоянии и традиционной православной духовности.
А как иначе, если даже генпрокурор Владимир Устинов публично заявил, что «религиозность должна иметь первостепенное значение в формировании и воспитании духовности людей». Некоторые формулировки Устинова напоминают проповедь. Например: «Свобода, лишенная нравственных ограничений, выведенная за рамки добра и зла, логично обернулась рабством плоти и гордыни, торжеством самых низменных инстинктов». Религиозностью козыряют не только прокуроры, но и другие силовики. Свои «корпоративные» храмы появились у целого ряда силовых ведомств. Последний пример – 11 июля патриарх Алексий II лично освятил храм святого Пантелеймона при Центральном клиническом госпитале ФСБ – в присутствии руководства Службы во главе с Николаем Патрушевым, которому Святейший вручил орден Димитрия Донского I степени.
В этой ситуации бизнес понимает, что поддержка православных проектов с ярко выраженной политической составляющей (в том числе телеканала, на котором будут регулярно выступать депутаты антизападного толка вроде Нарочницкой) соответствует современному российскому пониманию политкорректности и может быть позитивно воспринята власть имущими. Это же не либеральную оппозицию финансировать, подобные начинания, напротив, повышают уровень рисков.
Понятно, что часть представителей бизнеса финансирует православные проекты по зову души, но прагматичных «адаптантов» к современным реалиям, похоже, куда больше.
А если мода на новую политкорректность пройдет, многие наши новейшие «православные государственники» быстро сменят вехи — им не привыкать это делать.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий