Без иллюзий
Представители СПС объявили о том, что партийный список на ближайших выборах в Мосгордуму может возглавить Мария Гайдар, известная не только как дочь Егора Гайдара, но и как один из лидеров молодежной организации «Демократическая ассоциация» и ведущая демократического митинга в День России. По одному из одномандатных округов намерена баллотироваться дочь Бориса Немцова Жанна.
Подобный шаг правых можно расценить как жест отчаяния или перспективный инновационный проект – это в значительной степени зависит от степени симпатий или антипатий к СПС. Однако основой любой объективной оценки должен быть трезвый взгляд на электоральную ситуацию в столице.
Представляется, что мнение, будто московский электорат существенно более либерален, чем в среднем по стране, нуждается в определенной корректировке. Действительно, на выборах 2003 года правые получили в Москве больше голосов, чем в других регионах. Однако не будем забывать, что их федеральный список тогда возглавляли известные политики: Борис Немцов, Ирина Хакамада, Анатолий Чубайс (дело было до блэкаута). С этими фигурами связывался успех правых на выборах 1999 года; многие избиратели, голосуя за них вновь, были уверены, что делают рациональный выбор: шансы правых на преодоление пятипроцентного барьера многие эксперты оценивали достаточно высоко. На нынешних же московских выборах барьер повышен до 10%, что само по себе делает туманными перспективы СПС (как и «Яблока») при любых лидерах.
Что же касается настроений московских избирателей, то классический либерализм не популярен даже среди тех, кто потенциально может проголосовать за правых. Например, отстаивание священного принципа свободы передвижения за пределами уютной аудитории ближайших единомышленников никак не прибавит электоральных перспектив. Напротив, призыв к усилению ограничительных мер в сфере миграции находит самый положительный отклик даже во вполне реформаторской среде. Вспомним недавний конфликт в связи с «грузинизацией» одной из столичных школ: возмущенных жителей возглавил молодой и очень активный депутат районного масштаба, успевший за свою недолгую политическую карьеру побывать и в СПС, и в «Яблоке».
Вспомним также примеры успешных избирательных кампаний СПС в регионах, где партии удавалось провести своих кандидатов в законодательные органы власти. Везде правые делали ставку на политический популизм, который мало совместим с имиджем старшего Гайдара: понятно, что отношение к отцу будет серьезно влиять на позицию избирателей в отношении дочери. Что касается самого Гайдара, то его популярность среди столичной интеллигенции (о которой говорят некоторые лидеры правых) изрядно преувеличена. Успешные ее представители (в том числе ушедшие в бизнес) считают свое благосостояние результатом собственных усилий (таланта, энергии и т.д.), но не следствием гайдаровских реформ. Те же сторонники демократии начала 90-х, которые имеют серьезные основания быть недовольными своим положением, уже в 1995 году ни при каких обстоятельствах не желали голосовать за Гайдара (напомним, что тогда «Демвыбор России» потерпел серьезнейшее поражение на думских выборах). А сейчас, похоже, эта часть электората эволюционирует от Явлинского к Глазьеву и Рогозину.
Кроме того, во главе списков правых на этих выборах обычно стояли опытные, уже состоявшиеся политики, либо хорошо известные в своих регионах, либо параллельно «раскручиваемые» в ходе губернаторских выборов (тогда они еще были). Никто не пускался в импровизации, к тому же основанные на идеологическом факторе. Не надо забывать, что речь идет о муниципальных выборах, где идеологии традиционно значительно уделяется меньше внимания, чем на федеральных. Люди хотят видеть в региональных депутатах эффективных защитников своих конкретных интересов, а не политических трибунов.
Означает ли все это, что план сделать ставку на молодежь по определению провальный? Не думаю. Вспомним, что Маргарет Тэтчер в начале своей политической карьеры дважды проигрывала выборы в традиционно лейбористском округе, однако тогда впервые проявила свои ставшие позднее знаменитыми бойцовские качества. Важно не строить иллюзий и реально оценивать свои возможности. В частности, при обсуждении не только персонального состава избирательного списка, но и вопроса о том, кто его возглавит.
Автор – заместитель генерального директора Центра политических технологий