КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеГосударство инвестировать готово

4 АВГУСТА 2005 г. МАКСИМ БЛАНТ
коллаж
На ближайшем заседании правительства министры будут обсуждать концепцию использования Инвестиционного фонда, который уже со следующего года будет получать примерно по 70 миллиардов рублей для господдержки и финансирования крупных инфраструктурных проектов. Деньги – часть Стабилизационного фонда, формирующегося за счет сверхдоходов от высоких цен на нефть. В понедельник на встрече президента с членами правительства глава Минэкономразвития и автор концепции Инвестфонда Герман Греф пообещал Владимиру Путину вкладывать только в крупные национальные проекты. «Средства Инвестиционного фонда мы будем направлять в соответствии с проектом положения исключительно на развитие инфраструктуры. Мы будем создавать условия для развития бизнеса. По положению запрещено инвестировать средства Инвестиционного фонда в коммерцию, в бизнес», – убеждал министр то ли президента, то ли самого себя. Проекты действительно планируется финансировать масштабные – стоимостью от 5 миллиардов рублей, – хотя крайний срок их реализации не должен превышать 5 лет. Кроме того, необходимыми условиями будут участие частного бизнеса – минимум 10% от стоимости проекта – и положительное заключение экспертизы одного из крупнейших мировых инвестиционных банков.

Дискуссию о целесообразности и эффективности государственных инвестиций, равно как и спор о том, насколько польза от этих инвестиций компенсирует вред от неизбежного витка инфляции, который вызовут эти дополнительные 70 миллиардов в год, потраченные внутри страны, можно считать завершенными. Аргументы как одной, так и другой сторон были высказаны не один раз. Гораздо правильнее рассмотреть какой-нибудь конкретный «инфраструктурный» проект, чтобы понять отличительные особенности государственных инвестиций.

Взять хотя бы постройку трубопровода, призванного доставлять нефть из Восточной Сибири дальневосточным покупателям. Главный покупатель там сейчас Китай, бурно растущая экономика которого гарантирует, что таковым он в ближайшие десятилетия и останется. Главным поставщиком нефти в Китай до определенного времени был ЮКОС. В 2001 году тогда еще глава некогда крупнейшей российской нефтяной компании Михаил Ходорковский, получив поддержку других нефтяных магнатов, предложил правительству скинуться с коллегами и построить два новых трубопровода – в китайский Дацин и в российский Мурманск, откуда можно было бы возить нефть в США крупнотоннажными танкерами. Идея появления в России частных магистральных нефтепроводов понимания со стороны властей не нашла, а нефтяники дарить государству «инфраструктурные объекты», построенные на собственные деньги, не захотели. В результате идея с поставкой нефти в США умерла вместе с «северным» маршрутом. В Китай же нефть до сих пор возят в цистернах.

Впрочем, окончательно «восточный» маршрут не похоронен. За его реализацию взялась государственная «Транснефть», причем проект претерпел существенные изменения. Во-первых, после многочисленных прений трубу решено тянуть не в Китай, а к Тихому океану, дабы избежать зависимости от юго-восточного соседа. Во-вторых, к строительству трубопровода, который планировалось пустить в этом году (есть даже российско-китайское межправительственное соглашение), понятное дело, так и не приступали. Но самое интересное происходит с суммой, которая требуется для строительства. Если изначально, четыре года назад, речь шла о 1,7 млрд долларов, которые ЮКОС вместе с китайцами готов было вложить в строительство, то через два года «Транснефть» сумела «пробить» проект стоимостью 5 миллиардов – которых у «Транснефти», правда, не было, а уже к прошлому году руководство компании представило в правительство очередной проект, где стояла сумма уже почти в 16 миллиардов. От подобных трансформаций даже видавший виды премьер, активно ратующий за государственные инвестиции в инфраструктуру, на какое-то время потерял дар речи. Однако после нескольких месяцев торговли, 31 декабря прошлого года, он подписал-таки постановление, в котором стояла сумма 11,5 миллиардов. Не исключено, кстати, что профинансирован этот проект будет частично за счет создаваемого Инвестфонда: денег-то у «Транснефти» так и не появилось.

Версия для печати