Бизнес-план в прямом эфире
Если вам предложат миллион долларов или работу на миллион долларов, вы что выберете? Что выберете лично вы, не знаю, но в том, что подавляющее большинство участников нынешних реалити-шоу выберут деньги, не сомневаюсь. Они и на жизнь за стеклом соглашаются в погоне за вожделенным миллионом (пока еще не долларов, а рублей, как в первом «Последнем герое»). Или за тремя миллионами (как в последнем «Последнем герое»). Или за двумя тысячами (но уже долларов, причем пожизненно и ежемесячно – как в стартующем скоро проекте «Голод-2»).
Но есть люди, для которых обещанный на финише контракт на полтора миллиона рублей в год важнее самих миллионов, а желание заработать большие деньги самостоятельно, сделав свое дело, важнее возможности просто разбогатеть.
Такие молодые-деловые-активные в телепередачах обычно не появляются. Пока другие «светятся в ящике», они делают свое дело, выстраивают свой бизнес. Тем любопытнее было наблюдать за подобным бизнес-строительством в реалити-шоу «Кандидат», первый выпуск которого прошел на канале ТНТ в прошлое воскресенье.
Вторую неделю подряд приходится писать о проектах в жанре реалити. Попробую оправдаться. Происходит это не потому, что жанр реалити стал казаться мне основополагающим на отечественном ТВ (хотя год от года подобного рода проекты набирают силу и увеличивается число их зрителей). Просто, честно признаться, говорить нынче особо не о чем: в пору повальных отпусков и традиционного падения рейтинговых показателей редкий канал решается поставить в эфир дорогостоящую премьеру. Существует твердая уверенность: летняя премьера вложенных в нее денег не отобьет, лучше подождать до осени.
Реалити-шоу «Кандидат» на канале ТНТ едва ли не единственное исключение, неизбежно привлекающее внимание уставших от летнего безтемья телекритиков. Но любопытно это шоу не столько временем своего появлениея, сколько иным уровнем участников проекта. В подавляющем большинстве реалити (будь то пресловутый «Дом-2», «Большой брат» или «Голод») зрители и критики привычно упрекают участников в аморальности, недостаточном интеллектуальном уровне и готовности за обещанные призовые деньги пойти на все: попрошайничать на улицах Берлина, как в «Голоде», или спать едва ли не со всеми подряд, как в «Доме-2». В отличие от этих проектов под телевизионную лупу «Кандидата» попадают молодые, деловые, из каждого своего шага и поступка привычно вычерчивающие бизнес-план. И желающие на финише получить контракт на миллион – войти в дело, запомниться, понравиться тем, кто это дело делает…
«Кандидат», как и большинство идущих сегодня в России реалити-шоу, лицензионное. Исходный формат Apprentice подразумевает, что ведущим становится суперизвестный бизнесмен (по отечественной классификации скорее даже олигарх: в Америке, например, это Дональд Трамп). Он отбирает два десятка молодых амбициозных претендентов, в течение нескольких месяцев предлагает им различные задания, неделю за неделей «увольняя» не справившихся, чтобы в финале шоу предложить победителю один из заметных постов в своей корпорации.
Проблемы русского аналога Apprentice начались с того, что ни один отечественный олигарх становиться ведущим не пожелал. Не те олигархи или не то шоу? Или просто в последние годы каждый уважающий себя олигарх, полуолигарх, четверть-олигарх усвоил, что главный принцип выживания в российских условиях – «не высовывайся». И «светиться в ящике» отечественным олигархам не с руки. Помнится, Альфред Кох, в бытность свою руководителем холдинга «Газпром-медиа» прибрав к рукам телекомпанию НТВ, согласился вести на этом канале шоу с характерным названием «Алчность». И где тот Кох? Мало того, что в эфире «Алчности» весь порочный шарм Альфреда Рейнгольдовича странным образом исчез и сошло на нет отрицательное обаяние великого шарлатана, так вскоре после премьеры шоу Кох с поста главы «Газпром-Медиа» был уволен. И вынужден был реанимировать свою харизму в интернете, в привычном жанре открытых писем объясняя Шендеровичу, кто и за какую именно часть тела его взял…
Олигарха покрупнее не нашлось. Рисковать нефтяными империями никто из потенциальных отечественных телезвезд не стал. Устроить телемост с «Матросской Тишиной», пригласив в ведущие Михаила Ходорковского, создатели шоу не смогли или не рискнули. В итоге – на темно-синем (явно не дешевом) кабриолете в кадр въехал один из наиболее успешных отечественных рестораторов Аркадий Новиков. Но в кадре пока не освоился. Несколько реплик «Вы уволены!» (то ли репетиция перед камерой, то ли нарезка кадров из будущих увольнений участников) – и на этом в первом выпуске шоу роль небожителя от большого бизнеса была исчерпана. Свита, призванная сыграть короля, сделать этого тоже не сумела. Два помощника, оставленные Новиковым в кадре, может, и прошли с ним весь путь по созданию ресторанной империи и являются его правой и левой руками одновременно, но в кадре телевизионного шоу выглядят еще менее убедительно, чем сам мэтр. А реплика первого уволенного участника («Хотя бы живого Новикова увидел!») так и остается репликой: почему увидеть «живого Новикова» есть вожделенная мечта для молодых карьеристов от бизнеса – загадка.
Первый выпуск «Кандидата» собрал рейтинги гораздо меньшие, чем «Большой брат» или «Дом-2». Еще бы – сексом не занимались, друг друга не подсиживали, в прямом эфире не женились, не разводились (как участники «Дома-2») и не беременели (одна из участниц «Большого брата» ухитрилась сделать и это). Всего лишь – цветочки продавали. Две команды участников получили по 6 тысяч рублей на закупку цветов и должны были в заработать на этих цветах максимальную прибыль. Явно нашлись у экранов зрители, которые в это момент обозвали участников «торгашами», но сами участники оперировали более привычными для них понятиями – «байеры», «селлеры», «целевая аудитория», «прямые продажи»…
В США шоу Apprentice в прошлом сезоне заработало 54 млн долларов и заняло третью позицию в рейтинге популярности всех реалити-шоу. Выше в Америке оказались только American Idol (их версия формата «Pop Idol», у нас подобное шоу называется «Народный артист») и Survivor: Pearl Island (у нас это «Последний герой»). Судя по этим данным, для американского потребителя телепродукции после сотворения поп-идолов интереснее всего оказывается сотворение идолов бизнеса. А как обстоит дело с сотворением идолов бизнеса у нас?
Будет ли это застекольное выращивание делового человека столь же любопытно зрителю российскому, как оно любопытно американцу – вопрос. Помнится, «За стеклом-2» тоже попытались превратить в деловое шоу. Команда продюсера Александра Левина (начинавшая это шоу на ТВ-6, а после закрытия канала отправившая его на еще не реформированный командой Романа Петренко канал ТНТ), обещала, что после тотального безделья первого «застеколья», у участников второго проекта дело появится: они будут открывать рестораны. Но, парадокс, зрителям это дело оказалось гораздо менее интересно, чем безделье первого проекта.
Команда Романа Петренко уже, что называется, «набила руку» на жанре реалити-шоу и, по сути, перепрофилировала канал ТНТ в специализированный канал-реалити. Посмотрим, сумеет ли эта команда телевизионных профессионалов найти интересные зрителю повороты в бизнес-затее «Кандидат» или цветы деловых шоу еще долго не будут произрастать на неблагодатной почве антиделовой апатии отечественного зрительского внимания.