КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеНе тронь – уронишь!

18 АВГУСТА 2005 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
newsru.com

Владимир Путин опроверг слухи об отставках в правительстве. Насколько можно понять, в обозримой перспективе не будут уволены ни Михаил Фрадков, которого «увольняют» чуть ли не с момента назначения премьером, ни ответственные за культуру и переругавшиеся между собой Александр Соколов и Михаил Швыдкой. Такое положение дел может вызвать недоумение у тех, кто считает, что исполнительная власть должна быть единой командой. На самом деле такой задачи после декабря 1992 года (ухода из правительства Егора Гайдара) в современной России никто всерьез никогда не ставил. Власть всегда ориентировалась на баланс интересов – с той лишь разницей, что это мог быть баланс между «своими» и «чужими» или же только «своими». Последнее представлялось почти несбыточным идеалом, которого, однако, в последнее время удалось достичь. Возможность же создания единой и сплоченной команды единомышленников у власти – такой же миф российской политики, как, скажем, объединение СПС и «Яблока», о котором, как ни странно, до последнего времени немало говорилось всерьез (или почти всерьез).

После отставки лидеров староельцинской (иначе, семейной) команды Александра Волошина и Михаила Касьянова и «дела ЮКОСа» в российской власти установился баланс интересов между различными подгруппами питерского клана – «чужие» здесь больше не ходят. В то же время ни одна из подгрупп не в состоянии претендовать на доминирующую роль в политической или экономической сферах, ровно так же - ни одна не выглядит безнадежным аутсайдером. Понятно, что полностью статичной система не является – она все же не музейный экспонат, она живет и развивается. Однако каждый ход, выгодный одной из подгрупп, должен компенсироваться аналогичными преференциями для конкурентов – действие, как известно из школьного учебника физики, должно быть равно противодействию. За примерами далеко ходить не надо. Так, только что появилось сообщение о том, что «Газпром» завершает подготовку к покупке «Сибнефти», почти договорившись с западными банками о соответствующем кредите. А глава «Роснефти» Сергей Богданчиков несколько дней назад пообещал президенту, что его компания вскоре станет лидером российской нефтянки. Вот пример баланса интересов в действии – конкурирующие подгруппы получают возможности для того, чтобы не просто сохранять свои позиции, но и наращивать собственные ресурсы.

Безусловно, описанный процесс никак нельзя назвать идиллическим – в противном случае невозможно было бы говорить о конкуренции. О жесткой подковерной борьбе свидетельствуют всевозможные и разнообразные сигналы – и в сфере экономики (например, затянувшийся процесс получения государством контрольного пакета акций «Газпрома»), и в СМИ, где периодически появляются материалы с нападками на тех или иных чиновников, напоминающие компроматные кампании 90-х годов. Однако решающего перевеса добиться никто не может, да это и не входит в планы президента. Политические последствия «перекоса», связанного со ставкой на одну подгруппу, могут быть весьма плачевными. Вспомним печальное завершение карьеры Михаила Горбачева, который своими руками разрушил еще более неустойчивый баланс интересов в своем окружении, изгнав из власти Шеварднадзе-Яковлева, а заодно и премьера Рыжкова и фактически своими руками соорудив будущий ГКЧП.

Да и ставка Бориса Ельцина в конце 1991 года на группу молодых авангардистов имела крайне противоречивые результаты. С одной стороны, ему приходилось действовать в условиях, называемых юристами «крайней необходимостью» - экономический развал требовал жестких мер, на которые большинство тогдашнего реформаторского истеблишмента не было готово пойти. С другой стороны, рейтинг президента претерпел необратимые негативные изменения, его огромный политический капитал был растрачен (в 1996 году победу Ельцина на выборах пришлось обеспечивать набором средств, имевших мало общего с классической демократией). Не случайно, к примеру, в нынешней Украине Виктор Ющенко отказался от авангардизма, стремясь сохранить баланс интересов между силами, в той или иной степени содействовавшими его приходу к власти (отсюда и своеобразный «квартет» Ющенко-Тимошенко-Литвин-Порошенко, определяющий лицо нынешней украинской власти). Впрочем, в киевском случае речь идет о достаточно широкой межклановой коалиции, тогда как в России, как мы уже говорили, о разделе ресурсов между «своими».

Неудивительно, что в нынешних российских условиях делать резкие кадровые шаги в системе исполнительной власти становится все сложнее – можно, ненароком, «перекосить» весьма шаткое равновесие. Уволишь, к примеру, Фрадкова – получишь ослабление одной из «силовых» питерских подгрупп. Казалось бы, вопросы культуры в нашей стране (как бы она ни называлась) традиционно находились если не на десятом, то на третьем плане. Но как уволить Соколова, если его министерство сейчас ведает в правительстве не только театрами и библиотеками (если речь не идет о таком высокозатратном проекте, как реконструкция Большого театра, то конкурирующие подгруппы этими нудными вопросами не слишком интересуются), но и СМИ. А вот это уже значимо для многих заинтересованных игроков: смена министра может повлиять на существенные интересы. То же самое относится и к назначению новых губернаторов – отсюда и неожиданные назначения по принципу «равноудаленности»: Ипатов в Саратовской области, Дудка в Тульской, Шанцев в Нижегородской, и «переназначение» многих глав регионов, являющихся компромиссными фигурами не столько в своих вотчинах, но и в рамках внутривластной конкуренции на федеральном уровне.

Так что нынешнее правительство, которое многими рассматривалось как «временное», может просуществовать дольше, чем предполагали эксперты. Вероятность этого еще увеличивается, если учесть, что в настоящее время рассматриваются разные варианты решения «политической проблемы-2008». Профилирующим, похоже, остается вариант преемничества, но со счетов не сбрасывается и запасной сценарий «третьего срока». И если возникнет опасность, что потенциальный преемник окажется не в силах обеспечить сохранение баланса интересов (пусть и в несколько видоизмененной форме), то запасной вариант вполне может стать основным.

Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий
Обсудить "Не тронь – уронишь!" на форуме
Версия для печати