На кого работает патриарх Феофил?
Дискуссия в российских СМИ по поводу того, чьим ставленником является новоизбранный патриарх Иерусалимский Феофил, приобрела известную остроту. Одна точка зрения (ее придерживается пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов) состоит в том, что избрание Феофила является для России тревожным симптомом. Аргумент — незадолго до выборов будущий патриарх встречался с Кондолизой Райс. Ранее тот же Кирилл Фролов обращал внимание на то, что Феофил служил в одной из мусульманских стран, верхушка которой тесно связана с США (очевидно, имеется в виду Катар, вызывающий у российских патриотов неприятные ассоциации в связи с делом об убийстве Яндарбиева). Из этого делается вывод, что новый патриарх (при поддержке американцев) вполне может примкнуть к лагерю своего константинопольского коллеги Варфоломея, которого считают наиболее активным конкурентом РПЦ в православном мире. На первый взгляд веса этой версии придают и сообщения зарубежных СМИ о том, что владыка Феофил связан с греческой диаспорой в США, а его кандидатуру поддерживал бывший директор ЦРУ Джордж Тенет.
Противоположной точки зрения придерживается не менее известный специалист по церковным делам Александр Солдатов. Он обращает внимание на то, что владыка Феофил ранее представлял Иерусалимский патриархат в Москве и у него, по всей видимости, «неплохие отношения с Московским патриархатом», что может способствовать развитию паломнического туризма, который «все более монополизируется» паломниками и туроператорами из России. То есть Москве Феофил выгоден.
Итак, мы имеем две прямо противоположные оценки одного кадрового решения. Сразу отметим, что недолговременное пребывание Феофила в Москве (два года) и в Катаре (один год) вряд ли позволяет делать далеко идущие выводы о симпатиях и антипатиях нового патриарха. Москве, наверное, был бы ближе другой кандидат, митрополит Вострский Тимофей – выпускник Ленинградской духовной академии, недавно в очередной раз посетивший Россию, где его принимали как «своего». Новый же патриарх учился в Греции и Англии и до 2001 года никак не был связан с Россией. Тем не менее, в Московской патриархии надеются, что с избранием нового патриарха отношения с Иерусалимской церковью «смогут получить более активное развитие, несколько притормозившееся в последние месяцы и годы по причине кризисных явлений».
Действительно, встреча Феофила с Кондолизой Райс вряд ли может быть объяснена желанием Штатов выстроить антироссийскую «связку» Варфоломей-Феофил (да и вообще немного странно видеть «руку США» чуть ли не во всех значимых процессах в современном мире). Скорее всего, госсекретарь США стремилась выяснить позицию одного из наиболее вероятных кандидатов в патриархи по вопросам палестино-израильского урегулирования. Не секрет, что палестинское руководство сыграло одну из ключевых ролей в изгнании предшественника Феофила, Иринея. Среди прихожан Иерусалимского патриархата большинство составляют арабы (тот факт, что церковью управляют греки, связан лишь с их доминированием в епископате). Еще встреча Райс именно с Феофилом может объясняться хорошей работой американских аналитиков, предсказавших его избрание (если бы речь шла о протеже США, вряд ли бы госсекретарь пошла на такой шаг, он мог все испортить — непопулярность американцев в арабском мире хорошо известна).
Что касается возможного лоббирования кандидатуры Феофила со стороны Тенета, то и тут нет никакой конспирологии: просто отец экс-директора ЦРУ – грек, выходец из Албании. А сам Тенет (уже в личном качестве, а не как бывший разведчик) не чужд интересам греческой общины.
Многонациональный и многоконфессиональный состав вашингтонской политической элиты уже не в первый раз напоминает о себе, когда возникают спорные ситуации, в том числе связанные с церковью. Так, когда в 2000 году между РПЦ и РПЦЗ возник конфликт из-за участка земли в Иерихоне (тогда отношения между двумя церквями были напряженными, не в пример нынешним), то его полную и окончательную передачу РПЦ предотвратила «зарубежная» монахиня Мария, позвонившая в США своему брату Джорджу Стефанополусу, бывшему пресс-секретарю Клинтона.
Таким образом, делать какие-либо принципиальные выводы о характере «внешней политики» нового патриарха было бы преждевременно. Напомним, что его предшественник Ириней начал свое недолгое руководство церковью в качестве «антиизраильского» кандидата, близкого к ООП, а закончил с репутацией чуть ли не «агента сионизма». Можно только отметить, что в числе проигравших оказался глава Элладской православной церкви архиепископ Христодул – но не из-за самого факта избрания Феофила, а в связи со смещением близкого к нему Иринея. Помочь бывшему патриарху Христодул не мог: Элладскую церковь в свою очередь сотрясают скандалы, что серьезно ослабляет позиции ее предстоятеля. А вот Константинопольский патриарх Варфоломей имеет основания быть довольным – но опять-таки смещением Иринея (Константинополь с самого начала прохладно относился к его кандидатуре) и той активной ролью, которую «первый по чести» православный патриархат сыграл в тех драматических событиях.
Что же касается самого Феофила, то большинством он воспринимается как компромиссная фигура, которая в значительной степени будет занята «внутренними» вопросами патриархата. Его единогласное избрание патриархом свидетельствует о том, что Феофил взял на себя обязательства перед арабской частью своей паствы добиться пересмотра имущественных сделок, которые заключил с израильтянами его предшественник (что и стало причиной его смещения). Так что теперь патриарху надо обзаводиться квалифицированными юристами, способными отстоять его интересы в ходе судебных тяжб, которые могут оказаться весьма длительными. Вряд ли у него будут время и возможности для участия в больших «внешнеполитических» играх.
Очевидно, что Иордания и Палестинская автономия без проблем признают нового патриарха. Что же до Израиля, то он в ближайшее время, скорее всего, будет ориентироваться на Иринея, который не собирается отказываться от патриаршего сана. Однако со временем изоляция, в которой оказался экс-патриарх, может привести либо к признанию им существующего положения вещей (трудно противостоять не только иерархам собственной церкви, но и всему православному миру, отказавшему ему в поддержке), и тогда конфликт окончательно сойдет на нет. Либо к тому, что израильтяне, выдержав приличествующую паузу, прагматично начнут диалог с Феофилом в обход Иринея.
Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий