КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПоследний парад начинаем…

26 АВГУСТА 2005 г. ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА
chechnya.gov.ru



На фоне закатного солнца и древних гор парит орел. Голос за кадром произносит: «Я стал на путь спасения своего народа. И я не сомневаюсь – победа будет за нами. Пусть меня не станет, я все равно уже считаю себя победителем…»

Согласитесь, вполне достойные слова. И вполне достойное начало для фильма о погибшем лидере нации. Ну а если этот лидер Ахмат Кадыров, тоже согласитесь? Сама личность героя, как и хорошо известные нам недавние события, делают все сказанное и показанное весьма двусмысленным.

К давней поговорке «О покойных или хорошо, или ничего» государственный телеканал «Россия» отнесся как к непреложному правилу. И 23 августа, в день рождения погибшего чуть более года назад президента Чечни, сняв с эфира объявленную ранее передачу, показал фильм «Ахмат Кадыров: последний парад победителя».

Мало того, что показал: почти часовой фильм ни разу (!) не прерывался рекламой. Для отечественного ТВ вещь небывалая! К уникальным событиям, способным заставить руководство ВГТРК (холдинг, в состав которого входит канал «Россия») на целый час отказаться от рекламы, потеряв на этом сотни тысяч долларов, относятся разве что церемония инаугурации президента, его же обращение к Федеральному собранию, его же ежегодная пресс-конференция в Кремле и его же «Прямая линия», когда идет общение с народом. Но во всех этих случаях главным действующим лицом передачи остается главная и единственно неприкасаемая для ТВ персона — президент. Во всех остальных случаях наше государственное телевидение было и остается телевидением коммерческим. И вполне спокойно зарабатывает деньги на политике, спорте и культуре. Пренебрегая многочисленными жалобами зрителей на помехи в восприятии, телеканал дает рекламу и во время оскароносного «Титаника», и во время более близкого ему по идеологии «Сибирского цирюльника». А фильм об Ахмате Кадырове дали без рекламы, подчеркнув тем самым почти сакральное значение показываемого. Но это еще не все.

Наряду с отцом, братом и сыном погибшего Кадырова, наряду со вчерашними полевыми командирами, вовремя перешедшими на сторону федералов, как рядовой свидетель событий из жизни Кадырова в фильме появляется Владимир Путин. Много ли вы видели телепроектов, где президент выступает в качестве рядового интервьюируемого? Вот и я почти не видела. А здесь – пожалуйста! Скромный, не официозно-казенный, а убедительно домашний, хотя и черный в знак траура свитерок. Не пышный кремлевский кабинет, а милый среднерусский пейзаж за спиной. И проникновенные слова о том, как осенью 1999-го, еще будучи премьер-министром, Путин пригласил в Белый Дом муфтиев северного Кавказа. Все были уверены, что муфтий Чечни в Москве не появится, но он появился.

— Очевидно было, что передо мной человек честный, цельный, последовательный, – произносит Путин. — И что особенно важно было для меня, человек, который понимает ошибочность идей сепаратизма, понимает, что построить будущее вне России невозможно.

Несмотря на все эти откровения, ничего нового в показанном фильме о Кадырове нет. Герой начал бронзоветь еще при жизни, в пору предвыборной президентской кампании. После гибели Кадырова телевизионное обожествление достигло апогея, отбрасывая отблески на главного преемника, сына Рамзана, нынешнего вице-премьера, а в скором будущем (судя по трогательному, почти отцовскому обращению с ним Путина), возможно, и нового президента Чечни.

За минувший год даже сложился новый жанр информационных репортажей – «Рамзан в Кремле», «Рамзан в Чечне», «Рамзан впереди футболистов «Терека» несет выигранный ими Кубок России и объявляет, что эта победа посвящена погибшему президенту Чечни». «Рамзан вместе с Ксенией Собчак закладывает аквапарк в Грозном». «Рамзан привозит мать в президентскую резиденцию «Бочаров ручей» (а нынешний президент Чечни Алу Алханов и премьер Сергей Абрамов могут и в приемной подождать)».

Очевидно, что, с трудом отыскав в современной Чечне силу, на которую можно хоть как-то положиться, Путин лично, а вслед за ним и вся пропагандистская машина всячески обеляют и возвеличивают образы нынешних «государевых друзей». И вот уже в фильме исключительно деликатно, почти намеками описывается период середины 90-х, когда клан Кадыровых воевал на стороне боевиков, а сам будущий президент Чечни был одним из ближайших сподвижников Дудаева и Масхадова, едва ли не главным идеологом чеченской войны.

«Ахмат Кадыров, в то время ректор первого на северном Кавказе исламского института и заместитель муфтия республики, как и тысячи чеченцев, тоже поверил в светлое дудаевское будущее, и потому ввод федеральных войск в республику в ноябре 1994-го воспринял как покушение на свободу и независимость… В 1995-м Кадыров объявляет России свой джихад, еще более суровый и непримиримый», — закадровый голос произносит этот текст с той же строгой торжественностью, с какой несколькими минутами позже будет говорить о приверженности Кадырова России.

— Пришли войска. А в шариате, в исламе есть закон – если иноверец приходит на твою землю покорить тебя, значит, ты должен восстать. Это священная война! – идет записанный в начале 2000-х синхрон Кадырова.
А дальше оправдывающие героя фильма слова о том, что «сам Кадыров в окопах не сидит и в боевых действиях не участвует». И все. Больше ни слова. Вроде бы так и нужно. Объявлял джихад России, поднимал чеченцев на священную войну, потом перешел на сторону тех, кому эту войну объявлял… Точка.

Но если факт былой оппозиционности Кадырова хотя бы упомянут, то другому факту из его жизни в фильме вообще не нашлось места. За весь час ни слова не сказано о том, что осенью 2002-го боевики, захватившие заложников в театральном центре на Дубровке, обещали отпустить пятьдесят человек в случае, если к ним придет Кадыров. Кадыров к боевикам тогда не пошел. Пятьдесят не спасенных жизней остались на совести того, кого теперь стараются представить совестью новой Чечни.

Но этого авторы фильма не замечают. Не та у них задача. Им надо создать житие, высветлить образ Кадырова. Нужные слова говорит учительница чеченского президента. Был он не драчлив, но уж если кого обидели… Следуют кадры с детьми. Кто ж не помнит «Ленин и дети»… Только теперь это «Кадыров и внуки», «для которых он не президент республики, а любимый дедушка Ахмат». Мальчишки большого кадыровского клана бегают по двору с игрушечными автоматами. И ни слова о других детях, погибших на Дубровке, в Грозном, замученных похитившими их боевиками…

Эти дети в концепцию фильма, как и в концепцию современной пропагандистской кампании в Чечне, не вписываются. Новая пропаганда должна творить новые мифы, в которых у новой Чечни в составе России должен быть такой первый президент. Эта новая пропаганда вполне вписывается в общий стиль пропаганды государственного телевидения. И появление подобной осанны Кадырову на канале «Россия» вряд ли кого удивляет. Удивляет другое: фильм-восхваление был снят телекомпанией «Совершенно секретно», входящей в состав медиа-холдинга, некогда созданного Артемом Боровиком. Премию имени Артема вручают за самые честные, самые не приглаженные, самые неудобные власти журналистские выступления. Причем вручают те же руководители телекомпании, теперь снявшей заказной фильм об идеальном президенте Чечни. Как сочетается одно с другим, лично я понять не могу.


Обсудить "Последний парад начинаем…" на форуме
Версия для печати