КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеНе говори МОБ

30 АВГУСТА 2005 г. АНТОН ОРЕХЪ
news.bbc.co.uk/ap
Власть, говорят, даёт человеку ощущение всемогущества. Даже не обязательно верховная. И вот, имея эту власть, чиновник начинает думать, что способен "обрушить небо на землю и Дунай повернуть вспять", решить что-то, чего прежде никому решить не удавалось, что стоит только записать это в план мероприятий, выпустить постановление или циркуляр – и проблема решится практически сама собой. Вот и столичное правительство "замахнулось на Вильяма нашего Шекспира", задумав укротить многотысячную и доселе абсолютно неукротимую армию болельщиков белокаменной.

Ну, если коротко – то флаг им в руки. Только вот какой? Спартаковский, или армейский, а может быть, полотнище ФК "Москва", лидер фан-клуба которого и возглавил МОБ (Московское объединение болельщиков)? Наверное, это будет флаг цветов радуги, ведь и клубов, которые объединяются в МОБ, тоже семь. Но в принципе, ерунда это всё. Ничего с этим МОБом не выйдет. Он не обязательно развалится и закроется, но никакого влияния на болельщицкие массы оказывать не сможет. И вот почему.

Болельщиков можно разделить условно и упрощенно на несколько категорий. Есть просто болельщики, которые могут ходить на стадион часто, а могут время от времени, с семьёй, друзьями или в одиночку. Но так или иначе, они ведут себя тихо, а если и вступают в конфликт с соседями по трибуне или правоохранительными органами, то не чаще, чем любой среднестатистический гражданин в это же время в окрестностях стадиона. Таких простых, неорганизованных, мирных болельщиков называют еще "кузьмичами". Не уверен, что они вступили бы в МОБ, но их никто особенно-то привлекать, как я понимаю, и не стремится.

Власти интересуют организованные, активные фанаты, являющиеся потенциальным источником беспорядков. С другой стороны, если эту стихию приручить… Боление – это же феноменальное социальное явление. Вот у нас в стране спорт не очень популярен, во всяком случае, не так популярен, как в Европе, но даже при всём при этом рядовой матч чемпионата России по футболу собирает в среднем 12 тысяч зрителей. Только самые важные политические акции способны вывести на улицы такое же количество народа. А тут не важнейшие, а самые рядовые игры. Восемь в неделю, тридцать туров в год. Конечно, политикам хочется, чтобы эти массы, причем массы молодые, здоровые, энергичные, размахивали флагами ни какого-то дурацкого "Спартака", а "Единой России".

Возвращаясь к классификации болельщиков, замечу, что и фанаты бывают разные. Есть такие, кто вступает в официальные фан-клубы, платит какие-то взносы, посещает торжественные мероприятия и т.д. Люди они тоже, по сути, безобидные, те же "кузьмичи". Просто одни вступают в фан-клуб, чтобы почувствовать себя частью родной команды, совершенно бескорыстно, а другие рассчитывают на дефицитные билеты со скидочкой, на поездку за рубеж за полцены или вовсе за так, на всякие прочие блага (или же ими движет обычный совковый карьеризм: у нас ведь любят создавать всякие организации, в которых можно чем-нибудь поруководить и кем-нибудь покомандовать). Вот именно эти последние и составят костяк МОБа. Но настоящие фанаты – не они.

Настоящие фанаты тоже входят в организации, только у этих организаций нет официальных регистраций и лицензий, печатей, расчетных счетов и членских взносов. Зато организации их можно лишь позавидовать. Эти фанаты готовы ездить на все матчи хоть к чёрту на рога, добираясь из Москвы до Владивостока на электричках, готовы терпеть любые бытовые неудобства, тяготы и лишения, готовы рубиться не на жизнь, а на смерть с фанатами другого клуба и с милицией – в общем, готовы практически на всё. Они действительно выглядят пугающе, они действительно агрессивны, у них явно не все дома, они могут быть не просто хулиганами, но и националистами, расистами, фашистами.

И получается так, что именно для обуздания этого дикого племени создается МОБ. Как вот вы сами думаете – много шансов на то, чтобы с помощью мутной организации, созданной кем-то сверху по разнарядке, объединить такую молодежь? Я думаю, что шансов не то чтобы мало, не то чтобы 0, 00000001%, а просто ноль. Ноль целых ноль десятых. Хотя бы потому, что болельщики разных команд по природе своей не способны объединиться! Разве что за сборную поболеть. Но если вспомнить побоище на Манежной, то станет ясно: сборная может быть еще большим поводом для драки.

Впрочем, сборная – отдельная история, а вот такое, чтобы фанаты разных клубов оказались вместе именно как фанаты разных клубов, – такое просто невозможно. Я вообще уверен, что настоящее боление – это самый сильный вид любви, потому что можно сменить несколько жен, фамилию, страну проживания, но чтобы болельщик ЦСКА стал фанатом "Спартака" - это бред сивой кобылы. Других команд, кроме своей, словно не существует. В прежние времена фанаты еще могли радоваться чужим успехам, когда конкуренты выступали в еврокубках и представляли там страну в целом. Но нынче у нас как на Западе: другой клуб – это в первую очередь враг, поэтому и на международной арене его поражение – наш праздник.

Вообще вся затея равносильна объединению членов партий. Чтобы в одной организации были и фанаты Зюганова, и сторонники Явлинского, и избиратели СПС, и члены "Единой России", и лимоновцы, и баркашовцы. Ну ведь тоже бред! Такого же быть не может. Создавать такое никому в голову не придет. А с болельщиками, значит, приходит. Авторы идеи МОБа просто не понимают, что такое болельщики и с кем и с чем придется иметь дело. Настоящие фанаты не вступят в МОБ. Вступят те, кто таким образом захочет получить еще больше льгот и подачек.

Если же с помощью формального объединения кто-то пытается остановить насилие на трибунах и вокруг стадионов, то этот кто-то, к сожалению, не понимает, что, как и всякое зло, насилие имеет социальные причины. И его невозможно победить никакими организациями и никакими программами, как не победить ими коррупцию, наркоманию, беспризорность. Эти проблемы взялись не просто так, не сами по себе. В жизни есть сто тысяч поводов быть националистом, фашистом, просто хулиганом. Люди выплескивают свою злобу, неустроенность, агрессию на футболе/хоккее, а им взамен – кружок кройки и шитья. Они как раз и бегут от спокойствия и заорганизованности.

И так было, кстати, и 15 и 20, и 30 лет назад, когда первые фанаты только появлялись. И уже тогда творилось чёрт знает что. Никогда не забуду, как я шел с матча чемпионата СССР "Спартак" – "Динамо" (Киев) в толпе спартаковцев, а тысячи парней скандировали: "А ну-ка, давай-ка, уё… отсюда! Россия для русских, Москва для москвичей!" Ни кавказцев тогда здесь еще в таких количествах не было, ни тем более негров, китайцев и вьетнамцев, а массовая истерия – была.

Я боюсь, что полностью искоренить это не удастся никогда. И не приводите в пример Британию, где беспорядков на стадионах почти не бывает. Да, конкретно на стадионах их нет, зато стоит англичанам выехать за рубеж, как они словно с цепи срываются. Зло просто немного приглушили и направили в иное русло. А то, что его всё же реально стало меньше, произошло вовсе не потому, что фанов "Челси", "Манчестер Юнайтед", "Арсенала" и прочих команд объединили в единое всеанглийское общество болельщиков.

Обсудить "Не говори МОБ" на форуме
Версия для печати