КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеХороший государь и плохие чиновники

9 СЕНТЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
В средневековой Франции были очень гуманные и, как сказали бы сейчас, социально ориентированные монархи. Они ревностно помогали монастырям, выполнявшим в те годы функции собеса и частично образовательного ведомства. Лично одаряли монетами нищих и убогих, а также исцеляли прикосновением руки золотушных больных. Однако этим гуманистам и народолюбцам сопутствовали антинародно настроенные чиновники, которые, видимо, находили удовольствие в том, чтобы строить козни простому народу. Пока король благоустраивал очередной монастырь, они в очередной раз повышали налоги. Пока монарх исцелял страдальцев – занимались порчей монеты, сокращая в ней содержание золота. Короля любили – чиновников ненавидели. Неслучайно, что после смерти Филиппа Красивого (большого любителя портить монету) его ближайшего экономического советника Ангеррана де Мариньи поволокли на эшафот при полном одобрении простого народа. Монета, правда, от этого полноценнее не стала (но это так, к слову).

bojre.narod.ru

Экскурс во французскую историю понадобился нам для того, чтобы объяснить последние экономические инициативы российской власти в их совокупности. Напомним, что Владимир Путин выступил с предложением выделить средства из федерального бюджета на социальные проекты. В частности, выдать врачам дополнительно по 10 тыс., а медсестрам – по 5. А также поощрить лучших учителей, поддержать молодые семьи, помочь начинающим ученым, газифицировать село. Обеспечить военнослужащих квартирами, а сельхозпроизводителей – племенным скотом. И, разумеется, увеличить объемы жилищного строительства. Безусловно, все эти инициативы имиджево выигрышны и успешно вписываются в общее стремление населения и политического истеблишмента взять и поделить нефтяные сверхдоходы.

Однако одновременно с идущими от президента благами стали появляться и сигналы иного рода, исходящие от чиновников, которым не надо думать о политических резонах. Так, выясняется, что Минобрнауки предлагает ограничить время пребывания ученых, коим повышается зарплата, за пределами России. Не исключено, что они должны оставаться в стране 8-9 месяцев в году, а то и больше. Вопрос о том, как облагодетельствованные интеллектуалы будут совершать открытия на морально устаревшем оборудовании, установленном два-три десятилетия назад, кажется сугубо риторическим.

Повышение зарплат врачам также не столь благостно, как выглядит на первый взгляд. Дело в том, что сумма 10 тыс. рублей относится не ко всем медикам, а лишь к участковым терапевтам, педиатрам и врачам общей практики. А последние, как известно, рекомендованы к повсеместному внедрению министерством Зурабова в рамках весьма спорной и не слишком популярной реформы здравоохранения. Причем введение института врачей общей практики вызывает чуть ли не наибольшие споры: лечиться у медика-универсала (который немножко окулист, немножко «ухо-горло-нос», а немножко и хирург) решится далеко не каждый. При этом ставки врачей-специалистов в поликлиниках могут быть сокращены (на такую проблему обращал внимание, в частности, Леонид Рошаль). Хорошо хоть, что отдельно помянуты педиатры, а то и их функции планировалось передать новейшему аналогу земских врачей.

Но самыми интересными представляются даже не эти дополнения к громким президентским инициативам. Параллельно правительство издало тихое, сугубо техническое постановление за номером 541, согласно которому устанавливаются федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Документ абсолютно рядовой, и вряд ли сколько-нибудь значительное число россиян обратили внимание на содержание постановлений 540 или 542. Загвоздка в том, что 541-е фактически вводит в следующем году 100%-ную оплату гражданами жилых помещений и коммунальных услуг. А ведь это одна из главных «страшилок» последних лет для российского населения. Впрочем, повышение квартплаты будет неравномерным. В ряде регионов (по рекомендации правительства) на 100%-ную оплату перешли уже в нынешнем году. Поэтому там квартплата в 2006 году вырастет незначительно – в пределах уровня инфляции, а то и меньше. А вот в регионах, которые решили ненадолго оттянуть неизбежное, квартплата «скакнет» куда ощутимее – в ряде субъектов федерации до 50-60%.

Правда, есть ограничение: квартплата и плата за коммунальные услуги не должна превышать 22% от совокупного дохода семьи. Но это относится только к «метрам» в пределах социальной нормы общей жилой площади (18 кв. м). А все, что свыше, оплачивается без всяких скидок. И еще один момент – федеральные стандарты носят рекомендательный характер; в принципе, регионы могут установить собственные, более льготные. Но в этом случае разницу они доплачивают из собственного бюджета. Понятно, что подобная благотворительность для большинства субъектов федерации разорительна, так что пойти на нее могут немногие.

Почему же тема, которой оппозиция так долго пугала власть («100%-ная оплата ЖКХ – миллионы выйдут на улицы!»), прошла если не совсем незамеченной, то сугубо фоновой? Конечно, свою роль сыграл контраст между парадным освещением президентских инициатив и будничным прохождением 541-го постановления. Но дело не только в этом. В прошлом году законодательство о монетизации льгот проводили на уровне Госдумы и ввели его единовременно по всей стране. В результате получили «эффект домино» – акции протеста в одном регионе тут же стимулировали аналогичные выступления в соседних. А гнев народный обратился против федеральных властей, которые были вынуждены заливать разгорающийся огонь «бессмысленного и беспощадного» срочными компенсациями. Залить-то залили, но воспоминания и обида у населения остались.

Со 100%-ной оплатой услуг ЖКХ дело обстоит совершенно иначе. Реализацию непопулярных мер растянули на два года, в одних регионах их проводят быстрее, в других – медленнее. Ответственность разделяется между федеральными и региональными чиновниками, причем основная, скорее всего, ляжет на последних (а из Москвы, напротив, в случае акций протеста могут и поправить отдельных местных бюрократов, с которыми приключилось «головокружение от успехов»). Наконец, и само решение оформлено рядовым правительственным документом, тем более что его принятие – как раз компетенция кабинета министров. Ораторы от оппозиции оказались лишены даже возможности обличить власть имущих в гневных думских филиппиках. Напомнив, между прочим, о том, что «повышательные» меры не сопровождаются реформой ЖХК, о необходимости которой также говорилось и писалось немало.

Так что, как обычно, есть хороший царь и плохие бояре (как мы уже видели, это разделение труда не является сугубо российским изобретением – в Европе подобная практика также была весьма распространена). Первый заботится о народе – другие делают его жизнь труднее. Все как всегда…

Автор – заместитель генерального директора Центра политических технологий
Обсудить "Хороший государь и плохие чиновники" на форуме
Версия для печати