НОВОСТИ

Страдания в евро

16 НОЯБРЯ 2007 г. ЕКАТЕРИНА ШМЕЛЬКОВА

Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить жителю Чечни Ханбатаю Хамидову 172 тысячи евро. Истец доказал, что подразделение МВД практически уничтожило его домовладение и бизнес: в 1999 году в Надтеречный район Чечни вошли федеральные войска, там у братьев Хамыдовых было собственное пекарное дело: два дома, пекарня, мельница, склад – все это было разрушено, а Хамидовы с семьями отправились в лагерь беженцев. Суд признал аргументы правительства России о том, что омоновцы были направлены в Чечню, ибо сложилась "ситуация, угрожающая здоровью и благополучию нации", а дом заявителя заняли, "чтобы охранять его имущество от грабителей", необоснованными. Если решение останется в силе, компенсация станет рекордной по искам, связанным с Чечней. До сих пор за потерю имущества и жилья в самой Чечне выплачивают всего 350 тысяч рублей.

В этот же день Европейский суд по правам человека рассматривал другой иск против России: дело Асланбека Кукаева, милиционера патрульно-постовой службы, убитого 26 ноября 2000 года. 26 ноября Асланбек Кукаев вместе с сослуживцем Русланбеком Дамаевым выехал на работу в район Центрального рынка. В этот день на рынке федеральные силовые структуры проводили «спецоперацию». Кукаев и Дамаев были в камуфляжной форме и имели милицейские удостоверения. Около 12 часов дня их задержали военнослужащие федеральных «силовых» структур, которые прилюдно порвали их служебные документы, а их самих посадили в грузовик, где уже находились другие задержанные сотрудники правоохранительных органов Чеченской республики. К вечеру того же дня все задержанные чеченские милиционеры, находившиеся в машине, вернулись домой. Асланбек Кукаев и его сослуживец, оставшиеся у Пединститута, домой не вернулись.

Отец Асланбека, Хамзат Кукаев, немедленно начал поиски сына. Он обратился с заявлением в прокуратуру Грозного (было возбуждено уголовное дело), в ФСБ и комендатуру города. 22 апреля 2001 года сотрудники мобильного отряда федеральных сил обнаружили у входа в подвал института два трупа — экспертиза показала, что тела принадлежат Асланбеку Кукаеву и Русланбеку Дамаеву. У них были огнестрельные ранения головы. 12 мая уголовное дело по факту бесследного исчезновения Кукаева и обнаружения его трупа было передано в военную прокуратуру. Через несколько дней военная прокуратура вернула дело в территориальную прокуратуру, заявив, что причастность военнослужащих к этому делу не доказана.

Европейский суд по правам человека постановил, что Россия нарушила ст. 2 Конвенции, признав ее ответственной за смерть Кукаева, и подтвердил нарушение статьи 2 государством в части непроведения эффективного расследования его убийства. Суд также признал нарушение статьи 3 в отношении заявителя, так как он пережил потрясение и отчаяние в связи с исчезновением сына и его последующими бесплодными попытками узнать, что с ним произошло. Россия должна возместить заявителю нематериальный ущерб — 35 тысяч евро и материальный ущерб — семь тысяч евро, а также покрыть расходы на представительство дела в суде — восемь тысяч евро.

 

Версия для печати