НОВОСТИ

Публично пытать не будут

6 ФЕВРАЛЯ 2008 г. ЕКАТЕРИНА ШМЕЛЬКОВА

Симоновский суд Москвы принял решение о госпитализации вице-президента НК ЮКОС Василия Алексаняна, обвиняемого в отмывании денежных средств и неуплате налогов, а также приостановил судебный процесс по его делу. Такое решение суд принял в связи с поступившей накануне справкой из СИЗО "Матросская тишина", согласно которой Алексанян, страдающий онкологическим заболеванием — раком лимфатической системы, — нуждается в стационарном лечении. Кроме того, помимо онкологического заболевания у Алексаняна еще один смертельный диагноз: ВИЧ в последней стадии. Представитель Генпрокуратуры РФ заявил, что в случае принятия врачами СИЗО "Матросская тишина" решения о необходимости госпитализации Алексаняна он будет переведен в соответствующую клинику. Прокурор Николай Власов, отвечая на вопрос о том, будет ли Алексанян освобожден из-под стражи, если его переведут в гражданский стационар, сказал: "В любом медицинском учреждении можно организовать охрану". Он пояснил, что в данный момент Алексанян будет направлен в СИЗО, "а там будут определять, где он должен лечиться. Может, он будет переведен, а может, нет". Добавив, что, возможно, его будут возить на процедуры, либо врачи будут посещать его.

Накануне судья задал участникам процесса вопрос об их мнении по поводу приостановления процесса. Гособвинитель Николай Власов сказал: "Есть медицинские данные, что он (Алексанян) нуждается в лечении, поэтому у меня нет оснований возражать против приостановления процесса". Адвокаты Алексаняна намерены добиваться освобождения его из-под стражи, чтобы смертельно больному человеку разрешили общаться с близкими, родственниками и маленьким сыном.
В общем, слава богу. Публичные пытки временно прекращены: на заседания суда и допросы таскать не будут. Можно надеяться, что переведут в клинику (врачи настаивают на немедленной госпитализации), можно даже надеяться, что разрешат общаться с близкими. Интересно, что теперь скажет директор Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин, который только недавно громогласно заявил, что "все разговоры о том, что его не лечат, — вранье. Все условия для его лечения есть, но он отказывается. Просто истерия происходит, потому что скоро начнется суд". Решения суда тоже «вранье»? Калинин, конечно, промолчит. Как промолчал Иванов, когда, еще будучи министром обороны, на всю страну заявил, что случай с Романом Рудаковым "чисто медицинский" и никакого отношения к дедовщине не имеет.

На самом деле, «шумиха» вокруг Алексаняна раздражает не только власть. Главный аргумент: да, это ужасно, но ведь это обычный российский садизм чиновников, тюремщиков, милиционеров, прокуроров. Сколько таких, как Алексанян? Почему же вы (правозащитники, журналисты, политики) говорите только о нем? Есть и еще один феерический аргумент: богатого защищать неприлично. А ведь история проста: так устроены медийное пространство и человеческий мозг, что их волнуют только конкретные истории, общие слова о бесправии и пытках – не «зажигают». И когда говорили об Андрее Сычеве, спрашивали: «а почему именно он», и когда о Романе Рудакове. Но именно дело Сычева и та самая «шумиха», заставили общество и власть изменить свое отношение к тому, что происходит в армии. И можно (не беспричинно) надеяться, что история Алексаняна заставит многих задуматься о том, что происходит в наших тюрьмах, о том, что заключенные, как это ни банально, пусть и «ограничены в правах», но это еще не значит, что у власти есть право пытать и убивать.

Версия для печати