Душа в Теле
О том, что у телевизионщиков, как у школьников, новый год начинается с сентября, уже знают даже не причастные к телебизнесу граждане.
Подсчитывающие рейтинги измерители не умеют учитывать так называемое внедомашнее смотрение. Отпускники и дачники для них люди как бы не существующие. Уезжая из родного дома, где остается пылиться не включенный пиплметр — прибор для измерения рейтинга, они увозят с собой и пункты этих самых рейтингов, а с ними и рекламные деньги, на основе этих рейтингов распределяющиеся.
А без денег телевидение работать не хочет, да и не может. Особенно хорошо мы это почувствовали после кризиса 1998 года, когда все каналы переходили в режим повторов, премьеры приберегая на осень. Последние два-три сезона грань между летом и не летом на крупных каналах постепенно начала стираться. Не то чтобы летняя сетка вещания ничем не отличается от вещания в зимний сезон, но она уже не так тосклива, как в былые времена. На лето каналы откладывают премьеры не самых удачных, но и не слишком затратных сериалов, перелицовывают форматы традиционных программ (как это было с резко пожелтевшим ток-шоу «Пять вечеров») и заказывают производителям еще по полсотне новых серий к бесконечным и без того мыльным операм (как это сделал канал «Россия» с суперрейтинговыми «Кармелитой» и «Исцелением любовью»).
И все же осень — это осень: традиционное время запуска долгожданных премьер. В отличие от школьного телевизионный Новый год не начинается строго 1 сентября. Время старта каждый канал определяет сам. Традиционно первыми (в последнюю неделю августа) начинают «Россия» и СТС, считающие важным опередить конкурентов. И столь же традиционно последним в режим абсолютных премьер переходит «Первый канал», топ-менеджеры которого уверены, что послеотпускное возвращение зрителей к экранам происходит только к концу сентября и до этого «расстреливать» хороший телепродукт не рационально.
В этот раз, при полном затишье политической жизни в стране, почти незаметно прошло возобновление в эфире аналитических программ: «Вестей недели» Сергея Брилева на «России», «Недели» Марианны Максимовской на REN TV и появление в итоговом «Воскресном времени» на «Первом» прежде работавшего на «3 канале» Петра Толстого. Не вызвало интереса и затягивающееся отсутствие в эфире Владимира Познера с его «Временами», Владимира Соловьева с «Воскресным вечером» и несколько раз откладывавшаяся премьера новой программы с Глебом Павловским в роли главного аналитика НТВ.
Возобновление (или отсутствие) аналитических программ не слишком сказалось на общих рейтингах каналов. Разве что критики вяло обсудили первые осенние выпуски, но и те, за неимением предмета для анализа, переключились на премьеры иные, гламурные.
Впрочем, как вскоре выяснилось, предмета для анализа и на гламурной телеполяне не нашлось. Дебютировавшая в качестве ведущей ток-шоу певица Лолита моим коллегам, видевшим первый выпуск ее программы, запомнилась горячим обращением непосредственно к телекритикам – мол, потерпите, ребята, не ругайте так сразу, дайте на ноги встать! Критики потерпели, ругать особо не стали. Напротив, выделили Лолиту на фоне вернувшихся в эфир Льва Новоженова, Юлии Бордовских, Вадима Верника и дебютировавшей на телевизионном поприще писательницы и рублевской жительницы Оксаной Робски. Действительно, на их фоне Лолита выглядит если и не новой Опрой Уинфри, то, по крайней мере, не марионеткой с фальшивой улыбкой, которая старательно прислушивается к суфлирующему голосу редактора в наушниках. В телевизионном теле не телевизионные тела чувствуют себя по-разному. И чувство это от их звездного статуса не зависит, а зависит исключительно от умения вписаться в телевизионную атмосферу и ухватить нерв происходящего.
Случившаяся в начале сентября трансформация «Пяти вечеров» Андрея Малахова в новую программу «Пусть говорят» особого повода для разговоров тоже не подала. Очевидно, у ее создателей была идея скрестить «отбеленный» после «Большой стирки» более респектабельный имидж ведущего с рейтингами, что собирала поставленная в прайм-тайм пожелтевшая программа летом. После закрытия ток-шоу Светланы Сорокиной «Основной инстинкт», которое в последний сезон было скорее не политическим, а социальным, важные темы, поднимавшиеся в программе Сорокиной, остались без освещения. Очевидно, теперь они должны перейти к Малахову, в обязанность которого отныне вменено скрещивать респектабельность и серьезность обсуждаемых тем со скандалом и относительной желтизной — и все ради рейтинга. Первые осенние выпуски шоу Малахова показали, что подобное скрещение ему по силам, если только впредь его не будут заставлять показывать фрагменты более чем сомнительного фильма депутата Митрофанова о женщине–премьере с косой вокруг головы…
С хорошими рейтинговыми показателями на канале СТС стартовала комедийная мелодрама «Не родись красивой» (продукт «А-media»). В череде обязательных для нового русского сериала героинь-красавиц героиня Нелли Уваровой смотрится как вороненок в саду павлинов. И тем самым привлекает жалостливое внимание зрительниц, жаждущих досмотреть сериал до финала, в котором гадкий утенок обязательно превратится в принцессу. Полюбив не привычную для отечественного ТВ героиню, зритель прощает сериалу и примитивность сценарных решений, и убогость диалогов, и весь прочий немудрящий набор сериальных составляющих.
Уставший от бесконечных ментов, бандитов, спецагентов, зритель с удовольствием смотрит то, что на СТС называют «драмеди» — некое скрещение мелодрамы и комедии. Чего нельзя сказать о собственно комедийном жанре. Вдохновленные прошлогодним успехом «Моей прекрасной няни», СТС и «А-media» запустили второй совместный ситком (комедию положений) «Люба, дети и завод». Но рейтинговые показатели премьерных серий далеки от рейтингов даже пятых повторов «Моей прекрасной няни».
Не выглядит удачей и другая громкая премьера – прошедший на канале НТВ сериал «Дело о Мертвых душах». Фильм Павла Лунгина по гоголевским произведениям заставил лишний раз задуматься о том, что такое «телевизионность» и всегда ли качественный сценарий и отменная игра актеров превращаются в качественное телевизионное зрелище?
После случившегося двумя сезонами ранее успеха «Идиота» (из которого, как из гоголевской «Шинели», и вышли все нынешние экранизации классики) многие коллеги-кинематографисты упрекали режиссера Владимира Бортко в излишне аккуратном следовании канве романа Достоевского. Но, как выяснилось, в этом следовании и был залог именно сериального успеха «Идиота». Русские романы XIX века писались по всем правилам современного сериала, наши классики отлично умели использовать те «крючки» для удержания читательского внимания, которыми ныне авторы телесериалов пользуются для удержания внимания зрителей.
Но фильм оставляет впечатление, что режиссер не желал следовать за Гоголем, не хотел вкладывать гоголевские живые и мертвые души в телевизионное тело, а, как Сусанин, намеревался вести Гоголя и его героев за собой. В результате – минимальный рейтинг, и множество откликов даже интеллигентных зрителей, уверяющих, что и «актеры блистательные, и местами очень интересно, но смотреть подряд по телевизору это просто невозможно».
Можно, конечно, сетовать на убогость зрителей, не пожелавших вглядываться в Гоголя. Но не в убогости зрителя дело. Без знания телевизионной специфики, будь ты трижды успешный кинематографист (как Лунгин или автор сценария Юрий Арабов), раскрученная писательница (как Робски) или распиаренная светская львица (как дебютирующая в это воскресенье в эфире НТВ Ксения Собчак), настоящего телевизионного действа не создать. Не создать, и все тут!