КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеГде сговор, там и до заговора недалеко

21 СЕНТЯБРЯ 2005 г. МАКСИМ БЛАНТ
gazeta.lviv.ua
Одной из главных тем последних дней стала бензиновая мелодрама с классическим хеппи-эндом, разыгранная на радость публике правительством и нефтяниками. Поводом для переполоха стал резкий рост цен на топливо. Цена за литр высокооктанового бензина вплотную приблизилась к «круглым» 20 рублям, что вызвало бурную реакцию сначала автомобилистов, затем чутких к народным чаяниям депутатов, губернаторов, членов правительства и далее по списку, до самого его конца, точнее верха.

Дума в мгновение ока разродилась специальным обращением к правительству и потребовала немедленно «принять меры». Губернаторы заговорили о срыве отопительного сезона – ведь подорожал не только бензин, но и топочный мазут. Иные вспомнили про посевную. Те, кто поумнее, – про инфляцию, которую при нынешних ценах в рамках удержать при любой методологии расчетов не получится. Крайними, понятное дело, стали «нефтяные бароны». Их обвинили в монополии и сговоре. А где сговор, там и до заговора недалеко.

Итак, страна на грани бензиновых бунтов, ситуация грозит выйти из-под контроля, молодежные группировки, как про- так и анти-, рисуют транспаранты и шлифуют бейсбольные биты. И тут появляется Он. Нет-нет, не тот, о ком все подумали, – Его время еще не пришло. Пока только министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Он встречается с «капитанами нефтяной индустрии», и те дают ему честное олигархическое, что больше не будут. В смысле повышать цену на бензин. Правда, не будут только до Нового года. А там, с последним ударом курантов…

Поначалу кажется, что нефтяники в этой ситуации действуют по меньшей мере неумно: чего ради нарываться на очередное «усмирение». На самом же деле все далеко не так просто. Главной причиной нынешнего (как, впрочем, и всех предыдущих) повышения внутрироссийских цен на топливо стала не жадность отдельно взятых персон, не чей-то злой умысел, а рост мировых цен на нефть, как ни банально это звучит. И «мудрая рука рынка» тут совсем ни при чем.

В России государственные поборы с нефтяных компаний жестко привязаны к мировой цене. Речь не только об экспортных пошлинах, но и о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которым облагается вся без исключения добытая на территории страны нефть. В том числе и та, которая поставляется на нефтеперерабатывающие заводы и из которой производят пресловутый бензин. Растет мировая цена – растет и налог, поднимая внутренние цены все выше. Так что главным получателем сверхприбыли от «непомерно задранных» цен на топливо стало государство. И нефтяники обещали ввести мораторий на повышение цены только в обмен на обещание Христенко «отвязать» НДПИ от мировых цен с нового года. Ну да бог с ними, с нефтяниками. В конце концов, с голода не умрут.

А вот некоторые регионы из-за повышения цен на топливо действительно оказались в чрезвычайно сложном финансовом положении. В их бюджетах это повышение заложено не было. И не только не существует, но и не предвидится никакого компенсационного механизма, который возвращал бы часть денег, полученных федеральным правительством (а именно увеличившиеся выплаты в казну и ставят регионы, где нефти нет, на грань банкротства). О населении и говорить нечего.

Нынешний кризис можно было спрогнозировать, можно было и заранее принять меры. Однако меры были приняты «пожарные» – когда ситуация накалилась так, что не реагировать уже невозможно. Все это свидетельствует лишь о качестве планирования, которое принято в экономическом блоке российского правительства. Арифметика уже освоена, а до алгебры, вероятно, еще далеко.
Обсудить "Где сговор, там и до заговора недалеко" на форуме
Версия для печати