КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеУкраина без гильотины

26 СЕНТЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
События на Украине уже окрестили концом «оранжевой революции». В чем-то это верно, но не так уж плохо для ее активных участников. Ведь если «есть у революции начало, нет у революции конца», то рано или поздно на сцене появляется гильотина.

Для современной Украины же это приспособление, сотворенное гуманным французским доктором, совершенно неактуально. Украинская элита в принципе отличается миролюбием. Это хорошо показали события минувшего декабря, когда не только жесткая позиция Запада, но и договороспособность элиты помогли избежать кровопролития. Лидеры Майдана тогда находились в тесном контакте с большинством представителей кучмовской элиты, которая вовсе не была намерена любой ценой держаться за власть. Вся украинская политическая жизнь последних полутора десятилетий основана не на непримиримой вражде, а на сложных компромиссах, и утверждение Радой кандидатуры нового премьера не исключение. И соглашение между Ющенко и Януковичем не явилось чем-то неожиданным.

yahoo.com/ap

Что означает приход в премьерское кресло многоопытного хозяйственника (но при этом и соратника Ющенко еще с домайданных времен) Юрия Еханурова?

Во-первых, восточная элита в лице Партии регионов Украины посчитала, что гарантии личной свободы и собственности ее ключевых фигур дороже, чем борьба с нелюбимым ею президентом. Немного поторговавшись, «регионалы» утвердили нового премьера на условиях отказа от «политических репрессий» (то есть от уголовного преследования Януковича и его сподвижников, в том числе и в связи с предвыборными манипуляциями в прошлом году) и от реприватизации собственности. Понятно, что речь идет не о принципиально важной для нынешней украинской власти повторной продаже «Криворожстали», а о предприятиях, которые успели оформить в собственность деловые люди из Донецка. Все остальные пункты соглашения двух соперников на прошлых президентских выборах являются лишь обрамлением принципиально важных для восточных лидеров пунктов.


Подобная позиция «регионалов» ведет к тому, что не только власть, но и наиболее перспективная часть оппозиции становятся «оранжевыми». Да, революция закончилась, но когда дым рассеялся, то выяснилось, что на будущих парламентских выборах реализуется самый неприятный для ее противников сценарий. Никакой внятной «контрреволюционной» альтернативы просто нет, и голосование сторонников Януковича показало, что в обозримом будущем она и не возникнет. Не считать же серьезной альтернативой Дмитра Корчинского, который еще не так давно был поклонником ичкерийского варианта самостийности, а в настоящее время стал верным чадом канонической православной церкви. Никто из серьезных политиков не собирается раскалывать Украину – напротив, представители, казалось бы, антагонистических регионов проявляют способность к компромиссу.

Во-вторых, поддержка кандидатуры Еханурова не только «регионалами», но и рядом других – еще недавно прокучмовских – сил, показала, что Ющенко стремится создать перед выборами максимально широкую коалицию. В ней найдется место многим его коллегам по украинской власти 90-х годов, которые не имеют ничего против того, чтобы оказаться рядом с представителями «руховской» политической традиции: в конце концов, они неплохо сотрудничали в Раде, да и в различных составах украинских кабинетов при Кравчуке и Кучме тоже. Возьмем, к примеру, такого столпа кучмовского режима, как Валерий Пустовойтенко, предшественника Ющенко на посту премьера: его сторонники оба раза голосовали за кандидатуру Еханурова. Теперь он с высокой долей вероятности станет министром транспорта в новом кабинете. Но эффект от этого назначения будет куда меньшим, чем, скажем, от прихода Виктора Черномырдина на пост российского премьера в декабре 1992 года. Вспомним, что тогда тоже много говорили о советской реставрации – но ничего подобного не произошло.

Основным противником коалиции будет Тимошенко, которая уже не только заручилась поддержкой партии «Реформы и порядок» министра финансов в ее правительстве Виктора Пинзеника, но и, что важнее, апеллирует к восточному электорату поверх традиционных элит. В России ее правительство считают неудачным продуктом революции, но в Донецке далеко не все думают так. Дело в том, что именно при Тимошенко шахтерам стали выплачивать долги многолетней давности. Жест, конечно, популистский, но из тех, которые не скоро забывают. Непопулярных же мер кабинет Тимошенко просто не успел принять, что также является аргументом в пользу нового оппозиционного лидера. Таким образом, парламентские выборы вряд ли будут копией президентских: региональные различия при голосовании, очевидно, сохранятся, но будут не столь резкими.

А как же революция? Вспомним, чего добивалась молодежь на Майдане. Хотела ли она весь мир насилья разрушить до основанья? Рассчитывала ли на то, что после победы будут течь молочные реки с кисельными берегами? Да нет, люди Майдана хотели честных выборов – и пока Ющенко не сделал ничего, что заставило бы предположить обратное. Люди Майдана выступали за западнический путь развития страны – но и новое правительство будет идти по нему, быть может, с некоторым количеством реверансов в сторону России и ее любимых проектов (типа ЕЭП). Сторонники Кучмы не меньше, чем ющенковцы или тимошенковцы, хотят жить в Европе – поэтому они не будут противиться европейской интеграции страны.

Что же до личной честности лидеров революции, то вряд ли сколько-нибудь значительное количество ее участников были искренне уверены в том, что, к примеру, миллионер Порошенко являет собой символ праведности и бескорыстия. На Украине сегодня куда меньше идеализма и идеалистов, чем в Москве августа 1991 года. «Оранжевая революция» не столько революция идеалов, сколько интересов. Майдан, несмотря на весь внешний романтизм, был куда в большей степени прагматическим явлением. Может быть, это и к лучшему. Прагматики не склонны к строительству гильотин, которым нередко увлекаются романтики.

Автор – заместитель генерального директора Центра политических технологий
Обсудить "Украина без гильотины" на форуме
Версия для печати