КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеЧто делать?

27 СЕНТЯБРЯ 2005 г. АНТОН ОРЕХЪ
persona.rin.ru
Я, конечно, очень зол на демократов. Так бывает всегда, когда кто-то, в кого ты верил, раз за разом не оправдывает твоих надежд, и однажды ты понимаешь, что уже и не оправдает. Я на всех выборах голосовал за одну из тех партий, которые сейчас объединяются на выборах в Мосгордуму.

Я голосовал за них, как это делали миллионы людей, собиравшихся толпами на митинги в Москве, Питере — да почти везде. Потом таких, как я становилось всё меньше и меньше, пока нас не осталось настолько мало, что уже и не всегда удобно признаваться в своих убеждениях — засмеют. Потому что бывает, что что-то важное случается в тот момент, когда уже и не суть важно — поздно, рано, случилось оно или нет.

Почти десять лет они были у власти, всё было в их руках, и они точно знали «что не надо делать». А вот «что надо», похоже, не знали совсем. Этот же вопрос перед праволибералами стоит и теперь, когда вместо вдохновляющих задач по управлению страной перед ними стоит куда менее приятная цель — выжить.

Возможностей не так уж много. Есть путь, по которому демократов призывают идти давно, то есть «объединить все демократические силы». А поскольку силы эти не очень велики и влиятельны, то в настоящий момент речь идет о том, чтобы объединить вообще всех, кто так или иначе не доволен властью. Мол, размежеваться всегда успеем, а сейчас у нас один общий враг. В последних уличных акциях оппозиционеров вместе выступали и яблочники, и лимоновцы, и коммунисты. В компании с эспеэсовцами они пытались оспорить результаты думских выборов. И Ходорковский даёт интервью прохановской газете «Завтра».

Что ж, возможно, это вариант. Либо пойти на большой компромисс, закрыть глаза на несимпатичные лики новых союзников, заткнуть уши, чтобы не слышать их кошмарных речей, но зато обрести попутчиков. Либо сохранить чистоту идеалов и незамаранность принципов, но остаться в полном одиночестве и сгинуть. Альтернатива хорошая, что и говорить. Каждый выбирает в меру своей брезгливости.

Но противоречия всё равно проявятся. Причем проявятся задолго до того, как Путин уйдет, или его уйдут (хотя, когда выяснять отношения начинают победители, получается еще хуже). Но уж если идейно близкие демократические партии прошли десятилетний путь, прежде чем даже еще не объединиться, а только начать объединяться, то сколько же времени понадобится для создания коалиции с коммунистами, НБП? Тут и жизни не хватит, потому что, как говорится, «нельзя впихнуть невпихуемое». Тогда до какого момента всей этой разношерстной оппозиционной компании двигаться вместе?

Есть другой вариант, который и СПС, и «Яблоко» пытались опробовать в прошлом. Чем, собственно, Путин хуже Зюганова? Если уж мы готовы сотрудничать с большевиками и хулиганами, то почему нельзя пойти на компромисс с властью? Использовать ее в качестве временного союзника, чтобы сохраниться самому, получить доступ к трибунам, телеэкранам, а там, глядишь, и развалить изнутри эту поганую систему!

Помнится, перед позапрошлыми выборами показали в новостях умопомрачительную картинку. Тогдашний вождь правых Кириенко встречался с Путиным и по ходу «плодотворной и конструктивной беседы» преподнес Владимиру Владимировичу рожденную в недрах партии экономическую программу. Здоровенный талмуд, толщиной в несколько энциклопедических томов.

Путин благосклонно принял фолиант и обещал внимательнейшим образом его изучить. Не знаю, как скоро это чудо полиграфического искусства очутилось на помойке (а то, что оно очутилось именно там, вы, надеюсь, не сомневаетесь?), но правые в обмен на заискивание перед Главным (талмуд стал последним штрихом в череде соглашательств с вождём) получили доступ к федеральным каналам и даже набрали тогда неплохой процент. А потом говорили, что всё это делали искренне, потому что считали Путина либералом и реформатором, да вот, поди ж ты, не разглядели его бонапартизма.
Всё они прекрасно разглядели! Однако предпочли кой-чего не замечать — ну вот как в метро: стоит бабулька, а напротив сидящий мужичок делает вид, что страшно увлечен чтением или спит. И приличия вроде соблюдены, и место можно не уступать.

Перед последними выборами уже яблочники вдруг зарябили в новостях, а Григорий Алексеич даже встретился с президентом тет-а-тет, и был представлен по телевизору как авторитетный лидер, возглавляющий всевозможные списки. Но вскоре тоже словно оправдывался: почему, мол, не встретиться, отчего не поговорить с Главным, если тому интересно, и не пнуть по ходу дела Чубайса, если я так действительно считаю. Тогда подумали, что Кремль для полноты картины решил пропихнуть «Яблоко» в Думу, чтоб всё-таки какие-никакие демократы в парламенте были (как в зоопарке бывают же всякие диковинные звери, не очень красивые и полезные, но раз они водятся в диких лесах, то мы и клетку для них оборудуем).

Надежды Явлинского не оправдались, в Думу он не попал, отчего его публичное воскрешение и общение с Путиным казалось постфактум еще нелепее.

Значит ли всё это, что демократам, даже с помощью Кремля, не вернуться в большую политику? Или Кремль не особо старался, потому что пользы от демократов ему никакой? И стоит ли им пытаться изображать из себя «конструктивную оппозицию», чтобы не раствориться окончательно в безоблачном небе нашей политической жизни? Боюсь — это единственный шанс.

Добиться признания на официальном уровне и ждать своего часа. Не воюя с начальством по-крупному, а добиваясь цели в мелочах. Глядишь, что-нибудь да изменится. Собственно, в этом и есть вся наша надежда. Еще никому в России не удавалось прийти к переменам путем эволюции.

Всегда было так. Либо общество постепенно доходило до ручки, и тогда случалась революция. Либо вместо революции случался всемирный гений-одиночка, который переводил стрелки, и наш поезд мчался дальше по другим рельсам. Давным-давно это был царь Пётр, недавно это был Горбачёв. Но и в том, и в другом случае сперва низы и верхи постепенно доходили до нужной кондиции. А вот на сегодня до кондиции народ еще не дошел.

Население апатично и никаких широких революционных выступлений, которыми стращает товарищ Зюганов, и близко не предвидится. Рейтинг президента огромен и всё идет к тому, что правление его продлится намного дольше, чем ближайшие три года. Богачи на примере Ходорковского усвоили, кто тут Главный, и готовы хоть содержать на свои кровные целые регионы, хоть яйца Фаберже покупать для Отчизны, хоть бензин на заправках замораживать в едином добровольном порыве. Либерализм в эту нашу действительность пока не вписывается.

Обсудить "Что делать?" на форуме
Версия для печати