КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеВольноотпущенник Абрамович

29 СЕНТЯБРЯ 2005 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
sibneft.ru/архив ЕЖ
Роман Абрамович продал 72% акций «Сибнефти» за 13 млрд доларов.

Теперь поздно вести досужие разговоры, будет ли Абрамович следующим за Ходорковским. Единственный из всех российских олигархов, Абрамович полностью отпущен на свободу – иди лови его в Англии.

Роман Абрамович давно хотел окэшиться. Он, собственно, продает эти акции во второй раз: еще в 2003-м году он частью продал, а частью обменял 92% акций «Сибнефти» на акции ЮКОСа.

Тогда объединенная «ЮКОССибнефть» повела переговоры о продаже 25% своих акций «Шеврон». Если бы эти переговоры увенчались успехом, акционеры ЮКОСа стали бы держателями крупнейшего пакета акций «Шеврон».

Вице-президент ЮКОСа Александр Темерко как-то сравнил возможность обмена акциями с «Шеврон» или «Экссон» с поглощением «Спартаком» «Манчестер Юнайтед». В сущности, консолидированность российских активов и раздробленность активов западных открывала фантастическое будущее: будущее, в котором не только российские, но и международные компании попадали под контроль русских олигархов, а через них – косвенно – и под контроль Государства Российского.

Однако такая картина мира не укладывалась в рамки восприятия пришедших к власти майоров КГБ. В Кремле мечтали не о косвенном гибком контроле над общемировым рынком – через консенсус с российскими олигархами, - а о вполне примитивном государстве, где бизнес ходит по струнке и платит дань. Мечтали не о 21 веке – а о 13-м. Планы ЮКОСа были восприняты в конце концов как часть государственной измены, да и были ею, по меркам кремлевских рэкетиров.

Ходорковский возмутился рэкету и сел, Абрамович повел как бизнесмен и договорился – и вот теперь получил то, что хотел. Вольную. И 13 млрд долларов.

А мы вместо «Сибнефти», которая могла стать частью транснациональной корпорации, определяющей судьбы мира, имеем «Сибнефть», ставшую частью финансовых потоков государственной компании, возглавляемой бывшим управляющим питерской гостиницы «Астория» и старым другом президента Путина.

Роман Абрамович – бизнесмен. Он продал акции тому, кто заплатил больше. Просто в нынешней ситуации Абрамовичу никто не позволил бы продать на Запад 72% акций. Можно было продать только блокирующий пакет. А за блокирующий пакет на Западе никто не дал бы ту же цену, какую дал за него хотя бы ЮКОС. Хотя бы по той уважительной причине, что это те самые акции, которые покупал ЮКОС и за которые деньги ему не вернули.

Так что Абрамовичу было все равно, кому продавать. Но в итоге получилось нехорошее уравнение. Российская нефтянка возвращается в лоно государства. Если бизнесмен в плохих отношениях с государством, он получает при этом 8 лет, а если в хороших – то 13 млрд долларов.

Покупке «Газпромом» «Сибнефти» предшествовала странная операция. Агенты «Газпрома» буквально пропылесосили рынок акций «Сибнефти» и скупили около трех процентов. Формальным предлогом этой покупки была необходимость собрать 75% акций «Сибнефти». Но зачем столько? Мыслимо ли, чтобы кто-то оспаривал «Сибнефть» у владельца контрольного пакета, особенно если этого владельца зовут «Газпром»?

Поэтому рынок решил, что дело было не в трех процентах.
Просто лихорадочная скупка этих акций, запланированная, загнавшая цены до небес, позволяла инсайдерам отмыть миллионы личных долларов. Это очень просто: утром как частное лицо покупаешь акции «Сибнефти» по низкой цене, а вечером., как государственно мыслящий человек продаешь их родной компании по высокой. Потому что компания пылесосит рынок, собирая 75%. (Такой же трюк был проделан, когда «Газпромбанк» скупал «Мосэнерго».)

В этом смысле возникает вопрос: а насколько обоснована цена в 13 млрд долларов? С учетом вышесказанного ясно, что Абрамович очень хотел продать, а «Газпром» был монопольным покупателем. У остальных не было или денег, или благословения Кремля.

Почему тогда 13 млрд долларов?

Почему не 10?

Не 5?

Почему «Газпром» не воспользовался своей монополией, чтобы загнать беднягу Абрамовича в угол?

Невольно напрашивается аналогия с покупкой в армию соли по цене сахара (с последующим распилом разницы между покупателем и продавцом) или с покупкой «Роснефтью» компании «Северная нефть». Напомню, что злоключения Михаила Ходорковского с того и начались, что он фактически сказал в глаза президенту Путину, что «Роснефть» купила «Северную нефть» у бывшего первого замминистра финансов Андрея Вавилова по завышенной цене и поделила с ним разницу.

Итак, оба участника сделки получили, что хотели. Абрамович – свободу от России и 13 млрд долларов, целиком или за вычетом полагающейся партнерам по сделке части. Партнеры по сделки получили то же самое, что получила «Роснефть» после покупки «Северной нефти».

И все бы хорошо. Если бы не одно обстоятельство.

72% «Сибнефти», которые Абрамович продал «Газпрому», – это те же самые 72% «Сибнефти», которые когда-то отошли ЮКОСу.

Сделку по их приобретению российский суд, разумеется, расторг. Даже без участия ЮКОСа, потому что ответчиком по главному иску был не ЮКОС, а ФКЦБ, которая-де неправильно зарегистрировала эмиссию, которую все эксперты посчитали сделкой года.

Международные суды могут не согласиться с российской версией юридических приключений этих 72% акций, которые в результате многочисленных судов и арестов вернулись от ЮКОСа к «Сибнефти». И тогда «Газпрому» за приобретение «Сибнефти» может угрожать все то, что ему угрожало за приобретение «Юганскнефтегаза».




Обсудить "Вольноотпущенник Абрамович" на форуме
Версия для печати