КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПавловщина в эфире

4 ОКТЯБРЯ 2005 г. ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА
arhiv EJ/novaygazeta.ruАнонсированная как «Большая политика» долгожданная программа главного политиковеда Глеба Павловского вышла на НТВ как «Реальная политика». Что в многократно произнесенном с экрана слове «реальная» слаще и телевизионнее, чем в слове «большая», с первого выпуска сразу и не понять. Придется подождать два-три эфира, прежде чем делать выводы.

Впрочем, Глеб Олегович не Лолита. Начинать свой дебют в роли телевизионного ведущего с обращения к телекритикам — мол, пожалейте, братцы, дайте срок программе устояться, а уж тогда ругайте! – ему не пристало. Посему с чистой совестью можно анализировать все, увиденное в эфире в минувшую субботу.

Павловский сам по себе персонаж колоритный. В реальной жизни. А не в «Реальной политике». Очечки стильные. Стрижка ежиком. Характерное отсутствие костюмов и галстуков, летом на босу ноги сандалии, не то что у закованных в официозную броню коллег…

И где вся эта павловщина в эфире? Нету ее. Для эфира обычно некие отличительные стильные фишки для ведущего придумывают, а здесь, наоборот, будто бы поставили перед собой задачу все, характерное для этого мастера политпера и политдубинки, стереть.

За казенным столом человек в костюме, хоть и без галстука. Такой, как сотни других за сотнями столов по всем телеканалам в городах и весях необъятной родины…

Человек глядит строго в камеру. Не на нас с вами, которым хочет сообщить что-то важное, а на телесуфлера, который помещается непосредственно внутри объектива.

Человек читает вслух свои политологические вирши.

И попадает в тот же капкан, куда в разные годы попадало множество прославившихся печатным словом творцов, перешедших на ТВ. Даже такой вполне телевизионный ныне персонаж, как Михаил Леонтьев, помнится, году эдак в 1998-м начинал на ТВЦ с той же ошибки – читал собственные статьи вслух. Правда, трехдневная сексуальная небритость Леонтьева смотрелась телевизионнее, нежели седоватый ежик Павловского — впрочем, можно сказать, что это уже вкусовщина.

А ежели по сути, то редко кто из пишущих сразу сел в кадр и заговорил по-живому. Ну, может, Лев Новоженов в свои лучшие времена, да вездесущий Дима Быков, да Андрей Максимов пересаживались в кадр, не дублируя себя газетно-журнального, а улавливая свою новую, считываемую глазом телекамеры суть.

Понятно, что делать выводы «о телевизионности» мистера Павловского и бригады его колумнистов рановато. Придется обождать. Впрочем, об этой удивительной бригаде хотя бы два слова не могу не сказать.

Представьте себе подсевшего к телевизору рядового потребителя всех этих вестей-времен-аншлагов-программмаксимум и прочих удовольствий, которыми потчуют аудиторию из телекормушки. Зритель этот вряд ли признает в крутящейся на офисном кресле, розовой от румянца до продуманно выглядывающих из-под стола лодочек девушке-леденце, отчего-то представленной как мисс Каранд’Аш, редактора одной из наиболее влиятельных деловых газет страны Елизавету Осетинскую. Как человек, ничего не знающий о легендарной сетевой биографии мистера Паркера и не имеющий обыкновение начинать утро с сайта vladimir.vladimirovich.ru, не признает в нетелегеничном персонаже автора книги с аналогичным названием. Что до третьего колумниста мистера Монтблана, чем-то похожего на актера Филиппова в «Карнавальной ночи» («Есть ли жизнь на Марсе, нету ли жизни на Марсе…»), чей ядовито-синий пиджак ярко выделялся на фоне неистово-красных кресел и столь же неистово сливался с не менее ядовито-синим столом, так этого персонажа я и сама не признала, каюсь. Постучал этот мистер на мэрскую чету («Кто не знает старика Батурина!») да сыночка экс-экс-экс-премьера Черномырдина и творимые ими дела в Белгородчине — и с глаз долой, из сердца вон.

Впрочем, что это я все о внешности да о форме (хотя, можно подумать, что на отечественном телепространстве, по крайне мере в его остаточно политизированном секторе, что-то кроме формы осталось!). Попробую вернуться к сути. А по сути ощущения более чем странные.

На НТВ все складывается по принципу «то густо, то пусто». То, как в позапрошлом сезоне, «Намедни» Леонида Парфенова и «Личный вклад» Александра Герасимова друг друга в субботне-воскресном эфире теснят, темы перехватывают. То, как в сезоне прошлом, один конкурент, уволив за «вдову Яндарбиева» другого, через месяц оказывается уволенным сам, и площадка аналитики выходного дня на долгие полсезона остается на НТВ зачищенной. А зияющая в эфире дыра настолько не дает покоя новому энтевэшному руководству, что с весны по осень этого года появляются уже не две, а четыре программы, претендующие на звание «информационно-аналитической», или, проще говоря, главной итоговой программы недели.

Шоу Владимира Соловьева «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», в котором главное, конечно, не гости и не темы, а, как всегда и везде, сам Владимир Соловьев – это раз.

«Программа максимум» перешедшего с госканала «Россия» Глеба Пьяных (уважающей себя публике потреблять подобный продукт не пристало, но пипл, судя по рейтингам, охотно хавает) – это два.
Новый воскресный тележурнал «Сегодня. Итоговый выпуск» с Кириллом Поздняковым, где находят пристанище остатки некогда дважды славной репортерской команды НТВ – это три.

И вот Глеб Олегович со товарищи с их «Реальной политикой» – четыре.

Это надо уметь! Четыре итоговые информационно-аналитические программы при полном отсутствии того, что можно было бы на отечественном политическом пространстве анализировать! И что остается друзьям-соперникам, как не зубами вырывать друг у друга темы, героев и сюжетные повороты, и как не действовать по принципу «не съем, так понадкусываю».

Судя по первому выпуску «Реальной политики», Павловский надкусывает отлично. Калейдоскоп едва затронутых тем — от продажи «Сибнефти» до заздравных клипов во славу Романа Абрамовича («Мы твои фанаты Роман, славный царь всея Чукотки, бабки ты свои заработал сам…»); от Тимошенко и Березовского до Грабового; от РСПП — «ярмарки тщеславия для тех, у кого все уже есть», до ярмарки миллионеров, где продавались и покупались дубайские острова по 23 млн долларов.
Все вскользь, все не всерьез, все намеком.

Разве что давно не виденные компьютерные персонажи студии «Пилот ТВ» в эфир вернулись, вызвав тем самым легкий шок посвященных – а что, уже можно?! Правда, вернулись они не для самостоятельной жизни (как в «Тушите свет!» или «Кремлевском концерте») и даже не для полусамостоятельной (как в «Красной стреле»), а всего лишь для оживления самых аккуратненьких и причесанных историй с сайта vladimir.vladimirovich.ru.

Владимир Владимирович (даже со значком ТМ) и Владислав Юрьевич вместо Хрюна и Степана – это сильно! Вот уж аттракцион невиданной политической смелости, которой от нынешнего НТВ вряд ли можно было ожидать! И пусть в кадре вместо Владимира Владимировича одни только руки (береженого бог бережет), пусть мало кому знакомый в лицо замглавы президентской администрации Сурков в компьютерном виде сам на себя, если не считать родинки, вовсе не похож, а из известных персонажей лишь Немцов, Явлинский да Чубайс, рассуждающие о выдвижении Квачкова в депутаты как о секретном оружии Генпрокуратуры, — но всем недоброжелателям нос утерт. Кто говорит об отсутствии свободы на отечественном телевидении? Пусть поглядят, как мы политическую сатиру в эфир выдаем!

А то, что владимирвладимировичу.ру можно, а Шендеровичу и Хрюну со Степаном нельзя, так это всего лишь дело вкуса…
Версия для печати