Абхазская поместная
В Новоафонском монастыре прошло церковно-народное собрание, единогласно проголосовавшее за создание независимой абхазской церкви.
Процесс начался вскоре после грузино-абхазской войны, а в сентябре 2009 г. Сухумо-Абхазская епархия в лице своего главы священника Виссариона Аплиа заявила об официальном отделении от Грузинской православной церкви. Тогда было намерение восстановить Абхазскую поместную церковь с двумя епархиями — Пицундской и Сухумской.
Русская православная церковь не поддержала абхазцев, заявив об уважении к каноническим границам Грузинского патриархата, и ситуация сложилась патовая: с одной стороны, после войны с Грузией в Абхазии не осталось епископов, которые могли бы рукополагать местных священников, с другой — все русские священники, окормляющие паству в Абхазии, по официальной версии, выведены за штат РПЦ (чтобы не ссориться с Грузинской церковью).
В Московском патриархате считают, что создание новой "митрополии" в Абхазии, о котором было объявлено на днях, только усложнит решение абхазского церковного вопроса.
"Каноны Церкви не предусматривают принятия решений о создании новых митрополий или тем более автокефальных церквей на "церковно-народных" собраниях. А выдвижение "народным сборищем" кандидатов в епископы прямо запрещено каноническим правом", — заявил "Интерфакс-Религия" замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.
Это не помешало участникам мероприятия принять обращение к предстоятелям и Священным синодам поместных православных церквей с просьбой о создании межправославной комиссии под руководством представителя Константинопольского патриарха для обсуждения вопроса урегулирования канонического статуса церкви в Абхазии.
Возглавивший движение за самостоятельность архимандрит Дорофей Дбар, прибывший не так давно из Фессалоникийского университета Греции (бывший иеромонах РПЦ, он был рукоположен в сан архимандрита митрополитом константинопольской церкви), продолжает утверждать, что "мы находимся в лоне Русской православной церкви. Мы могли оттуда уйти, у нас были такие возможности, но мы не хотим: мы уважаем Россию за то, что она признала Абхазию, и благодарны ей за это. Но когда начинаются интриги, диалог становится невозможным".
Какие интриги он имеет в виду — не очень понятно. Возможно, двойственную позицию официального главы епархии Виссариона Аплиа, который, взяв курс на независимость, тем не менее "готов восстанавливаться" только под окормлением Московского патриархата.
Он призывал священнослужителей и мирян не участвовать в собрании.
Грузинская патриархия призвала участников собрания и всех проживающих в Абхазии православных "встать выше инспирированных внешними силами процессов" и "восстановить каноническое единство" с Грузинской православной церковью.